Опубликовано:
1081

Станция 3-го класса с жильем для дорожников. Как в Вилейке строили ж/д вокзал и квартиры под его крышей?

114 лет назад через Вилейку пролегла Седлецко-Петербуржская железная дорога. А потом здесь построили вокзал, на котором бывал российский император Николай II.

Мы отыскали раритетные снимки здания и узнали у старшего научного сотрудника Вилейского краеведческого музея Ольги Колосовой, почему станция Вилейки получила 3-й класс, где есть похожие вокзалы, но без квартир под крышей, которые, как считает историк, «испортили архитектурный вид здания».

От Вилейки до польской станции Седлец

Железнодорожную станцию в уездном городе Вилейка Виленской губернии открывали торжественно 1 января 1907 года. В этот день паровоз с несколькими вагонами дал гудок и остановился на станции Вилейка.

– Вдоль путей было множество людей, дети облепили деревья, а впереди стояло уездное начальство. На торжестве играл духовой оркестр, а в Святомариинской и Святогеоргиевской церквях состоялись праздничные молебны. Все с большим нетерпением ожидали первый пассажирский поезд. Постояв несколько минут, он тронулся в направлении Молодечно до польской станции Седлец, – рассказывает детали с открытия станции Ольга Колосова.

Фото «Дорога к железнодорожной станции» из фондов вилейского фотографа Берки Бермана, начало 20 века

Изображение 1

Строительство железной дороги началось еще раньше, продолжает историк. Впервые идея строительства железнодорожной линии Бологое-Полоцк-Седлец обсуждалась в феврале 1901 года во время встречи руководства генеральных штабов России и Франции, а 5 марта 1902 года был утвержден окончательный маршрут линии. От Бологое до Полоцка она почти полностью проходила по необжитым территориям густого леса. Руководителем будущих работ на участке в 450 верст стал Александр Рыжов, который детально исследовал местность. Участком Полоцк-Седлец в 590 верст руководил Владимир Тимофеев-Расовский. По утвержденному положению на случай резкого увеличения транспортных потоков линия должна была иметь по два пути опоры мостов и земляное полотно. По требованию военных также были запланированы дополнительные пути, теплые бараки для солдат, конюшни с водой, погрузочные площадки, пункты питания и бани на станциях 3-го класса, рассказывает Ольга Колосова.  

Регулярное движение на железной дороге открылось в январе 1907 года. На территории белорусских уездов она прошла через Полоцк, Вилейку, Молодечно, Лиду, Мосты с разветвлением здесь в сторону Гродно.

Вилейский вокзал – «водоемное здание» 3-го класса

Железнодорожный вокзал в Вилейке считается одним из самых старых зданий города, говорит Ольга Колосова. Его построили в 1906 году.

– В те времена вокзалы возводили по нескольким типовым проектам и в едином архитектурном стиле. По степени оснащения и стратегического значения станции делились на классы. Станция в Вилейке имела депо, поэтому относилась к 3-му классу, – отмечает Ольга Колосова.

Станция Вилейка представляла собой целостный архитектурный ансамбль: вокзал с буфетом площадью 75,03 кв. саженей, пассажирская платформа, водонапорная башня, служебные и хозяйственные сооружения. При приближении к станции первой открывалась взору верхушка водонапорной башни, или, как тогда писали в документах, «водоемное здание».

Служащие и рабочие железной дороги на фоне вокзала, 1930-е годы

Изображение 3

Такие башни строились через 20 километров, так как примерно такое расстояние мог пройти паровоз без дозаправки водой. Воду в огромный бак накачивали из реки Вилия. Недалеко от берега находилась насосная станция. Это красивое здание из красного кирпича, с ажурными орнаментами и плинтусами сохранилось до наших дней.

После успешного завершения Вильнюсской оборонительной операции и освобождения города в сентябре 1915 года на железнодорожной станции Вилейка произошли два важных события, в которых приняли участие представители царствующей династии Романовых, отмечает старший научный сотрудник музея. Так, 28 сентября великий князь Георгий Михайлович Романов от имени Верховного Главнокомандующего Русской Императорской Армии вручал награды отличившимся в боях солдатам. А 23 декабря для осмотра войск 2-й армии Западного фронта сюда прибыл и сам император Николай II, который после записал в своем дневнике: «... утром поезд прошел Молодечно и в половине 10 часа остановился в Вилейке. Здесь находился командующий 2-й армией и почетный караул от 113-го пехотного Старорусского полка. Погода стояла теплая, и даже солнце выглянуло на часа полтора...».

Офицеры, солдаты почетного караула 113-го пехотного Старорусского полка на перроне станции в ожидании прибытия императорского поезда. 23 декабря 1915 год. Архив Санкт-Петербурга

Изображение 5

Откуда под крышей вокзала взялись квартиры?

Время, события и люди внесли свои коррективы, изменив внешний облик здания и водонапорной башни.

В 1920-30-е годы, когда территория Вилейщины, как и всей Западной Беларуси, входила в состав Польши, здание железнодорожного вокзала было значительно перестроено.

Появился второй этаж, где долгое время проживали служащие железной дороги. В торцах исчезли окна, уступив место дверям. В таком виде вокзал сохранился до наших дней.

– Эти квартиры были построены при Польше для работников железной дороги. Вилейка тогда была маленьким городом, жилья не хватало. Поэтому было принято решение надстроить мансардное помещение с квартирами и заселить их работниками станции. Эти квартиры построили в конце 20-х – начале 30-х годов, но точная дата неизвестна. Сначала в них жили польские работники станции, а во время оккупации Вилейки в годы Второй мировой войны – немецкие. Последние лет 20-30 квартиры пустовали, – рассказала Ольга Колосова.

Квартиры под крышей вокзала были маленькие, одно- и двухкомнатные. Вход в них был со стороны города. Два крыльца вели к узким лестницам. Отапливались квартиры печками.

– Когда я смотрю старинные фотографии первоначального здания 20 века, одолевает ностальгия. Несмотря на то, что строительство второго этажа было необходимо, потому что работникам железной дороги не хватало жилья, в архитектурном плане это стало грубейшей ошибкой и испортило исторический вид вокзала, – считает Ольга Колосова. – Все вокзалы, как и вилейский, на основных станциях линии Бологое-Полоцк-Седлец строили до 1907 года из кирпича. Многие из них дошли до наших дней и имеют внешнее сходство. Однажды мне довелось проехать до Полоцка. В пути я увидела вокзалы в Княгинине, Крулевщизне, Парафьяново – все они как братья-близнецы. Таким был до возведения квартир и наш вокзал.

Современный вокзал. Фото Ольги Колосовой, 2016 год

Изображение 4

После строительства железной дороги Вилейка стала стремительно расти. Железная дорога поспособствовала оживлению торговли, развитию промышленных предприятий и ремесел, появились новые профессии и рабочие места. Все это, отмечает старший научный сотрудник музея, привело к росту населения и увеличению его благосостояния.

В прошлом году началась реконструкция вокзала. Здесь планируется оборудовать пандусы, обновить в современном дизайне зал ожидания, подвести центральное тепло- и водоснабжение, при этом полностью сохранив исторический облик здания

Юлия ЛАХВИЧ
Фотографии предоставлены
kraj.by Ольгой КОЛОСОВОЙ

Как будет выглядеть автовокзал в Вилейке после реконструкции

Известная-неизвестная Вилейка. Шесть самых старинных памятников архитектуры города (фото)

Если вы заметили ошибку в статье и хотите сообщить нам об этом, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
смотреть другие новости рубрики »