В Вилейке вспоминали художника Льва Альперовича, который был учеником Репина
Главным событием вечера 6 декабря стало открытие выставки репродукций более 20 работ художника в выставочном зале Вилейского краеведческого музея.
Как рассказала Край.бай старший научный сотрудник музея Ольга Колосова, многие годы Альперович нигде не выставлялся, о его работах не рассказывали.
Вечер памяти художника, посвященный 140-летию с дня его рождения, начался с презентации книги «Лев Альперович» из серии «Знаменитые художники Беларуси», вышедшей в 2012 году.
Украсило вечер выступление образцового ансамбля гитаристов «Аделита» и инструментальной группы «Элегия».
По словам Ольги Колосовой, Лев Альперович прошел непростой жизненный путь, прежде чем стал художником.
Его творческие интересы были разносторонними: писал пейзажи, бытовые композиции, большое внимание отдавал портрету.
За свою жизнь он сменил не одно место жительства.
Художник с Вилейщины учился у Репина
Целеустремленность и успехи в учебе побудили талантливого юношу отправиться в Санкт-Петербург. С 1 января 1897 года он стал учеником Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. Из-за болезни и безденежья, несданного экзамена и почтовой путаницы в 1899 году он был исключен из числа учащихся.
Тогда он обратился за помощью к знаменитому русскому художнику Илье Репину. В октябре 1899 года Альперович стал вольным слушателем его мастерской. Через три года получил звание художника, чин 10-го класса при поступлении на государственную службу.
В конце XIX века в Минск переезжают многие известные профессиональные художники, которые открывают свои мастерские и организуют выставки.
В 1902 году в Минске поселился и Альперович. Он активно включается в художественную жизнь столицы. В феврале 1906 года презентует свои портреты, пейзажи, этюды и автопортреты.
С конца 1906 года и, очевидно, по 1909 год Альперович находился в Берлине. – О том, как небогатый художник смог туда уехать, можно только догадываться. Возможно, ему помогли состоятельные родственники или его жены, – продолжила Ольга Колосова.
«Всеми забытый, никому неизвестный художник, а здесь 300 работ, да еще и ученик Репина!»
Поездка в Европу оказала большое влияние на формирование зрелого стиля художника. В 1911-1913 годах он участвовал в нескольких минских и виленских выставках, работал табельщиком. В последний год жизни преподавал в частном мужском еврейском реальном училище.
О смерти Льва Альперовича стало известно из некролога в «Минской газете-копейке» от Совета Минского вегетарианского общества. Художник умер 23 декабря 1913 года после непродолжительной и тяжелой болезни.
В 1925 году на I Всебелорусской выставке еще экспонировались 20 произведений Льва Альперовича. После этого о нем забыли.
И только в 1939 году его друг минский скрипач Юлиан Жуховицкий возвратил имя Альперовича и познакомил общество с его творческим наследием.
– Действительно, это событие казалось тогда сенсацией: всеми забытый, никому неизвестный художник, а здесь 300 работ, да еще и ученик Репина! – рассказала Ольга Колосова.
Так, в июне 1939 года открылась персональная выставка произведений Альперовича. С того времени его работы всегда входили в состав ретроспективных выставок искусства Беларуси и в соответствующие издания.
Сегодня Национальный художественный музей Беларуси хранит более 50 произведений Льва Альперовича. Кроме того, работы художника находятся в Национальном историческом музее Беларуси, Одесском художественном музее и частных коллекциях.
Юлия ЛАХВИЧ по материалам, предоставленным Край.бай старшим научным сотрудником Вилейского краеведческого музея Ольгой КОЛОСОВОЙ