Солист театра оперы и балета Беларуси сморгонец Анатолий Сивко поет с Дмитрием Хворостовским
Солист Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси сморгонец Анатолий Сивко рассказал о своих достижениях и учебе в музыкальном колледже Молодечно, о педагоге, которому благодарен, и людях, с которыми свела судьба.
Исполнитель получил вторую премию на 52-м Международном конкурсе вокалистов имени Франсиско Виньяса, заключительный этап которого прошел в Барселоне, пишет 4 марта сайт газеты «Гродзенская праўда».
Оперный певец Анатолий Сивко
Его удалось найти в Сморгони, куда он приехал навестить мать.
– Так получилось, что у меня выдались два месяца относительно свободного времени, а потом – достаточно напряженный график выступлений за рубежом. Сморгонь считаю не только городом своего детства, я по-прежнему сморгонец, поэтому сюда стремится моя душа. Жаль, свободное время выдается нечасто. Выступаю на оперных сценах Европы – пел в Лондоне, Амстердаме, Мадриде, Брюсселе, Таллинне, Санкт-Петербурге, Мюнхене, Барселоне.
Конкурс имени Франсиско Виньяса входит в число самых престижных музыкальных соревнований. Он самый старший из подобных конкурсов, а нынешний стал рекордным: 607 солистов из 61 страны. Отборочные прослушивания проходили в Париже, Лондоне, Милане, Берлине, Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Пекине и Барселоне. Для участия в конкурсе надо было исполнить шесть оперных арий. Лауреатов определило представительное международное жюри под председательством артистического директора театра Лисеу, известного театрального менеджера Кристины Шеппельманн.
Рад, что получил на таком конкурсе престижную премию. Тем более, что на этом конкурсе, помимо второй премии, получил еще четыре специальные премии, в том числе приз зрительских симпатий.
– Это не единственный конкурс, в котором Вы стали призером?
– В прошлом году на конкурсе имени Франсиско Виньяса был удостоен специальной премии. Раньше был лауреатом конкурса вокалистов в эстонском Кохтла-Ярве, Международного конкурса вокалистов имени Петрусенко в Херсоне и ІІ Всемирных Дельфийских игр в Саратове, Международного конкурса молодых оперных певцов имени Клаудии Таев в Пярну, Международного конкурса вокалистов имени Иванова в Твери, Международного конкурса вокалистов имени Магомаева.
– А как начинался Ваш путь на оперную сцену?
– В детстве не думал о профессиональной карьере певца, тем более, оперного. А потом мама купила мне гитару, и на ней стал играть рок-композиции. В музыкальной школе не учился. А однажды по телевизору услышал оперные арии известного русского баритона Дмитрия Хворостовского. Пробовал ему подражать. Мои тренировки услышала мама и отвезла для прослушивания в молодечненское музыкальное училище к педагогу Георгию Юревичу. Меня приняли на учебу в порядке исключения, без музыкального образования. Поэтому первые два года было сложно – нужно было изучать азы нотной грамоты. Я готовил себя к карьере оперного певца, на занятия ходил в костюмах, не позволял джинсы и водолазку. До третьего курса еще иногда исполнял рок, пока окончательно не определился – опера.
У Георгия Юревича я проучился 9 лет – 4 года в училище и 5 лет в его классе в академии музыки. Именно ему во многом обязан. С ним общаюсь до сих пор.
– А музыкальные способности у Вас от мамы?
– Да, мама у меня человек музыкальный: преподает хореографию в Доме творчества детей и молодежи в Сморгони. Благодарен ей за то, что поддерживала меня во всех начинаниях. Мама обязательно присутствует на всех моих премьерах в Минске в нашем театре оперы и балета. Теперь планирую приглашать ее на мои заграничные выступления. Кстати, от мамы музыкальные способности не только у меня, но и у сестры. Она тоже человек творческий, окончила отделение хорового дирижирования в музколледже в Молодечно, теперь учится по этой же специальности в университете культуры.
– За рубежом выступаете с гастролями в составе труппы театра?
– Бывают и гастроли. Но основные мои выступления – это работа по контракту в оперных театрах Европы. Особенно плодотворным был прошлый год – в ноябре я выступал на сцене Королевской оперы в Лондоне с моим кумиром Дмитрием Хворостовским. Считаю это большой удачей для себя. С этих спектаклей началась моя большая серьезная работа. У меня появились хороший агент, контракты с известными оперными коллективами. График расписан на два года вперед. В апреле уезжаю в Амстердам, затем буду выступать в Римской опере в «Пиковой даме».
– А сейчас у Вас два месяца отдыха. Чем займетесь?
– Планирую провести это время в Сморгони. Для певца отдых – это не праздное времяпрепровождение. Буду ездить в Молодечно, со своим педагогом Георгием Юревичем планирую подтянуть вокал, заняться техникой. Оперный певец обязан учиться до конца жизни.
– Вы считаете себя баловнем судьбы?
– В некоторой мере – да. Судьба подарила мне встречи с замечательными людьми, которые помогли мне в профессиональном становлении. Это и Георгий Юревич, и Дмитрий Хворостовский. Не могу не сказать добрых слов и о главном дирижере Президентского оркестра Беларуси Викторе Бабарыкине, не без его поддержки я стал участником проекта «Новые голоса Беларуси». После него в 23 года выступил с сольным концертом в Большом зале Дворца Республики.
– Как относитесь к славе?
– Когда участвовал в конкурсе «Новые голоса Беларуси», люди узнавали меня в транспорте, на улицах, в магазинах. Сейчас этого нет – оперные исполнители имеют меньшую известность, чем эстрадные. Но надо отдать должное белорусской публике – премьеры в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси проходят с большим аншлагом, а билеты надо приобретать заранее.
По материалам сайта газеты «Гродзенская праўда»
Фото с сайта n1.by