Опубликовано: 22 июня 2022, 11:11
1892

«Здесь было что-то вроде женской колонии». Нашли в Вилейке жилой дом с видом на милицию и с заездом через РОВД

Когда жильцы дома №58 на 1 Мая выходят из дому, первое, что они видят – высокую бетонную стену с колючей проволокой. Довоенный барак в Вилейке спрятан между старинной улицей Дзержинского и зданием милиции. Местные судачат, что этот дом – бывший дом для заключенных.

«У нас тут интересно: тюрьма, милиция, суд и кладбище»

Если вытянуть голову вверх с улицы Дзержинского, дома №58 не видать. Его заслоняет гора с частными домами и густо заросшая площадка, как будто попали в заброшенный сад. Улица 1 Мая, на которой стоит дом, находится в самом высоком месте Вилейки. На одной улице с «рабоче-крестьянским» названием расположились и наш барак-невидимка, и тюрьма, и РОВД.

Идем к дому-невидимке через кусты. Встречаем местную жительницу Татьяну. Расспрашиваем о бараке и выясняем, что «цивилизованный» въезд-вход все же есть, и он – через здание милиции. То есть, чтобы подъехать к дому, нужно пересечь двор местного РОВД.

Татьяна живет на улице Дзержинского с 60-х годов и вдогонку нашему любопытству сама удивляется месту, где живет.

– У нас тут интересно: тюрьма, милиция, суд и кладбище, – отшучивается Татьяна.

Женщина добавляет, что старожилы не раз рассказывали о подземном переходе, который соединял здание милиции и тюрьмы и что по нему водили заключенных. Домов на горе не было, а на этих участках в 60-70-е годы работники милиции садили картошку, здесь у них были огороды. Потом местные построили на этом месте дома.

Здесь работники милиции садили картошку

«Наш дом не на всех картах можно увидеть»

Идем в барак. В «невидимке», судя по номерам на деревянных дверях, – 8 квартир. Дом как будто разделили пополам, потому что входные двери в нем –  с двух сторон. Оказалось, жилые квартиры – только 2. Еще в две периодически наведываются хозяева, «как на дачу». В остальных пустых окнах уже давно не видно жизни.

Стучим в дверь. На крыльце деревянной пристройки-веранды появляется Настя. Говорит, живет в бараке шесть лет, апартаменты с видом на милицию принадлежат родственнице.

– Да нас вообще снести собирались. Но не снесли. Наверное, потому что с дороги барака не видно. Наш дом не на всех картах можно увидеть. Тут даже таксисты блудят –  не всякий догадается, что надо через милицию заезжать, а, когда находят, удивляются, – рассказывает Настя и уточняет, что лет 10 назад такой же барак, который стоял ближе к зданию тюрьмы, снесли, а на его месте теперь местные паркуются.

Напрашиваемся в гости. Попадаем в узкую дощатую веранду и оказываемся не то в коридоре, не то в кухне. Кроме трехметровых потолков здесь сохранилась печка, огромные оконные проемы и подоконники размерами чуть ли не с письменный стол. А дальше – еще две комнаты, похожие на кабинеты: из одной вход в другую. Последняя – без окна. Хозяева называют ее тупиковой. Говорят, по тупиковой комнате есть в каждой квартире.

Фотографировать внутри хозяйка не разрешает

Блага местные оборудовали сами – есть в квартирах туалет и душ. Воду греет бойлер, тепло в доме – от печки и дров.  

– В морозы в доме тепло, а в межсезонье – сыро. У соседки по стенам плесень пошла, – рассказывают нам.

Местные говорят, что под жилищем – необычный подвал, по которому можно даже в квартиру попасть и что в самом доме «держали женщин, здесь было что-то вроде женской колонии».

Казенное здание

Вместе с историками мы выясняем, что на карте 1940 года дом-«невидимка» уже был и значился он, судя по данным зонального государственного архива Молодечно, как жилой дом. То есть барак появился в Вилейке еще при поляках, здание довоенное.

На старых планах дом-невидимка помечен как жилой дом

Если учесть, что здание, где сейчас располагается РОВД, построили в 1926 году, и изначально это был суд, барак, вероятнее всего, был жильем работников, говорят историки.

Интересно и то, что на аэрофотоснимках 1944 года барак был Г-образной формы, но, видимо, со временем здание перестроили. Остался стоять «каркас» в длину.

Аэрофотоснимок 1944 год (слева) и 2018. Слева на фото барак еще в форме буквы Г. Фото предоставил историк Владимир Садовский

Современный снимок показывает, как близко находится дом к зданию милиции (с синей крышей)

Содержать в бараке заключенных не было никакого смысла, говорят историки – рядом со зданием суда располагалась тюрьма. По данным историко-документальной хроники, в 1940-м году в тюрьме Вилейки удерживали 910 заключенных. Просуществовала тюрьма до 1964 года, пока ее не превратили в онкодиспансер.

В проекте «Я здесь живу» мы рассказываем, как живется людям в деревушках, старых и исторических домах, необычных местах. Хотите рассказать про ваш дом или двор, вашу улицу или необычное и родное место – пишите нам на почту news@kraj.by

Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора и предоставлены Владимиром САДОВСКИМ



Читайте также

Прокуратура Витебской области обнаружила нарушения, связанные с убоем крупного рогатого скота
Органы прокуратуры Витебской области проверили соблюдение ветеринарно-санитарных правил, регламентирующих убой сельскохозяйственных животных филиалами Витебского облпотребобщества в Браславском, Верхнедвинском, Докшицком, Лепельском, Сенненском и Ушачском районах.