Опубликовано: 03 июня 2022, 15:39
1656

Надгробие 19 века, которое откопали в Вилейке, может принадлежать сыну священника. Провели свое расследование

История «обрастает» подробностями». Некоторые из деталей – не укладываются в голове и у историков. Например, непонятно, как надгробие оказалось в Вилейке, вдали от места, где предположительно был захоронен Александр Маковельский, чье имя высечено на камне. Но есть и хорошая новость – надгробию нашлось место.

Напомним, что Иван Довжик несколько лет назад начал строить дом, а когда ровнял участок, наткнулся на огромный валун, который торчал из земли. Оказалось, что это – надгробный камень из белого гранита. Надгробие пролежало во дворе дома Ивана больше 7 лет, пока о нем не узнал Kraj.by. На надгробии четко читается имя и фамилия – Александр Маковельский, и – дата смерти – 1886 год. Камню – более 136 лет.

Александр – сын настоятеля церкви в местечке Вязынь?

После того, как мы рассказали историю надгробия, подписчица нашей группы в Вконтакте Наталья Ефимова поделилась любопытной деталью, ссылаясь на сайт международной организации по изучению родословной и генеалогического древа. Согласно данным сайта, Александр Маковельский был сыном священника церкви в Вязыни. Парень умер в 15 лет от воспаления мозга и был похоронен в деревне Пахомово. Имя, фамилия и даты смерти совпадают.

Известно, что с 1736 года деревня Пахомово относилась к парафии Вязынского костела Святой Анны. В 1864 году святыню закрыли, а здание передали православным. В конце 19 века в деревушке Виленской губернии значилось всего 4 двора и 39 жителей. Построили церковь. Историки уточняют, что церковь в Пахомово относилась к приходу вязынской церкви. Судя по тому, что Александра похоронили в Пахомово, скорее всего, семья священника жила именно в этой деревне, а отец Александра протоиерей Антоний служил и в Вязыни, и в Пахомово (к Пахомово мы еще вернемся).

Отец Александра получил императорскую награду

В вязынской церкви не сохранилась метрика, которая подтвердила бы, что в конце 1800-х годов в ней служил отец Антоний. Как сказал нынешний настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы отец Сергий, храм на 30 лет «выпал» из жизни: в 1960-х годах в период гонения религии церковь закрыли и разместили в ней клуб. Тогда, по рассказам местных, из храма «повыносили, что можно». И только в 90-е храм вернули прихожанам.

Мы нашли подтверждение, что отец Антоний действительно служил в Вязыни. В книге «Гродненский исторический калейдоскоп» Валерий Черепица, рассказывая о награждениях духовенства белорусских епархий в 1896 году, писал, что за два часа до смерти император Александр III потребовал наследника с подписанием Манифеста о восшествии на престол и коронации Николая II. Были предусмотрены мероприятия с участием православных церквей. А в преддверии коронационных торжеств в «Церковном вестнике» публиковались сообщения о «Высочайших наградах» православному духовенству, включая белорусские епархии.

Так, за заслуги орденом Святой Анны 3-й степени был награжден и протоиерей Антоний Маковельский, настоятель церкви в местечке Вязынь Вилейского уезда. Уточняется, что в дни коронации аналогичную высокую награду императорской власти получили 30 церковнослужителей белорусских епархий, в том числе и Антоний Маковецкий, при том, что всего служило 2 262 священника (zapadrus.su).

Кому принадлежал участок Ивана?

Если предположить, что надгробие, действительно принадлежит сыну протоиерея Антония Маковельского, то неясно, как камень оказался в Вилейке, если само захоронение должно быть в деревне Пахомово.

Сейчас деревня Пахомово находится в буквальном смысле под водой. Ее вместе с церковью снесли в 1975 году, когда строили водохранилище, рассказали нам историки. Тогда люди выкапывали останки хоронили их в других деревнях. Возможно, надгробие Александра Маковельского либо украли, либо просто не успели установить.

Сам вилейчанин Иван Довжик рассказывает, что понятия не имеет, как надгробие оказалось в его дворе. Камень торчал из земли примерно в центре участка, который Ивану выделил под строительство райисполком в 2010 году. Никаких захоронений, по его словам, на этом месте обнаружено не было. Участок мужчина приобрел под строительство дома.

По словам вилейчанина Ивана, в начале и конце участка когда-то стояли гаражи, вторые – «довольно нестарое строение».

– Кто их строил, неизвестно, – говорит Иван и уточняет, что в лихие 90-е на его участке располагалось ДПО – добровольно-пожарное общество. Перед домом тоже стояло здание, «что-то наподобие офиса с гаражами, где заправляли огнетушители».

– Когда ДПО закрылось, участок выкупили люди из Минска. По рассказам местных, эти люди были связаны с криминалом – дошло до тюрьмы. Пока хозяева выйдут на свободу, первое время за территорией присматривал человек. Со временем здание в начале участка стало разрушаться, и власти приняли решение его снести. Следом снесли и вторые гаражи в конце участка, – продолжает Иван.

Что делать с камнем-надгробием?

Когда мы впервые написали о надгробии, священнослужители посоветовали «вернуть» камень на кладбище. Kraj.by обратился в местное ЖКХ. В ведомстве очень удивились «раскопанным» фактам, но предложили место на кладбище «Лесное» в Вилейке, где в том числе хоронят и неизвестных.

Вместе с Иваном, который нашел надгробие, едем на место, указанное ЖКХ. Иван останавливается возле двух валунов.

– Вот здесь и поставим. Камни эти пригодятся. Я сам все сделаю, – говорит вилейчанин.

Kraj.by будет следить за развитием истории и дальше.

Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора 



Читайте также

Легковушка «Ситроен» осталась без моторного отсека сегодня ночью в Молодечно
В Молодечно на улице Тамары Дудко ночью 6 мая горел легковой автомобиль «Ситроен Эвазион». Люди не пострадали, но моторного отсека у «француженки» больше нет.
С 15 по 27 мая в Молодечно начнется опрессовка тепловых сетей. Смотрите, дома на каких улицах останутся без горячей воды на 13 дней
Опрессовка тепловых сетей зоны котельной №2 в Молодечно будет проводиться с 15 по 27 мая, в связи с чем будет отсутствовать горячая вода.