Вилейчанин выкопал во дворе надгробие 19 века. Как оно там оказалось – загадка даже для историков
Иван Довжик несколько лет назад начал строить дом, а когда ровнял участок, наткнулся на огромный валун, который торчал из земли. Оказалось, что это – надгробный камень из белого гранита.
Иван живет на улице Лавриновича. Он рассказывает Kraj.by, что пробовал «пристроить» находку, обращался к священнику и историкам, говорит, что «их не заинтересовало». Так и лежит камень у него на участке.
– Посмотрите, какое качество, больше 100 лет в земле пролежал и не рассыпался. Тяжелющий, килограммов 300 весит, из земли ковшом тянули, а потом с зятем вдвоем ломами чуть перевернули, – говорит Иван.
Камень действительно массивный. Одна толщина – не меньше 30 см. Сверху отшлифован, на «изголовье» – прорези. Иван полагает, что когда-то на нем стоял крест.
Читаем надписи – рукотворное исполнение. Иван говорит: «Наверно на камне их буквально выбивали молотком и резцом».
Если посмотреть на дату смерти, умершему Александру Маковельскому было «от роду» 15 лет, из жизни ушел в 1886 году, то есть 136 лет назад. А если судить по материалу – был дворянином, потому что простые люди гранит со шлифовкой себе не позволили бы – слишком большая роскошь. Об этом нам рассказала научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова.
В центре камня – символ-монограмма. В открытых источниках объясняется – крест Константина, знак «Хи-Ро», первые буквы имени Христа. Если верить легенде, то именно этот крест увидел император Константин в небе по дороге в Рим, а с ним – и надпись: «Сим победиши». Говорят, после этого Константин обратился к христианству, а монограмма стала символом христианства как знак победы и спасения. Слева и справа от креста – символы. Это Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита, символы Бога как начало и конец всего существующего.
Интересно то, что слева от надписи выбит католический крест, но само имя – дореформенное написание с твердым знаком (ер) на конце слов. Поэтому историки склоняются к версии, что умерший все же был православным, хоть и выбит на камне католический крест.
Есть и еще одна любопытная деталь – подпись в нижнем правом углу надгробия – Б. Яцуньскiй. Иван полагает, что это имя мастера, изготовившего надгробный камень. Но есть и другое мнение – это имя человека, который увековечил память умершего, так как чаще «логотипы» мастеров ставились на обратной стороне надгробий, считает научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова. Историк также подтверждает, что надгробие принадлежит дворянину.
– В ту эпоху гранит считался большой роскошью. Чаще надгробиями служили большие валуны или на могилах ставили обычные деревянные кресты. Подобные найденному – работа мастеров. Таких в Вилейке не было, поэтому подобного рода надгробия заказывали у мастеров в Литве или Польше, – замечает историк.
Что касается фамилии на надгробии, то Маковельские – неместный род, уточняют историки. Примечательно, что запросы в поисковике нас отправили к списку фамилий шляхтичей ВКЛ.
Остается загадкой то, как камень оказался на Лавриновича как минимум потому, что местность здесь болотистая, да и кладбищ вблизи нет и никогда не было. Возможно, камень не успели установить. А вот Иван не исключает, что в советские времена его просто могли вывезти с кладбища, чтобы переделать для своих нужд. Все-таки гранит.
Иван продолжает бережно хранить находку и хочет обратиться к священнослужителям за советом, чтобы перевезти надгробие на кладбище. Мы обратились к благочинному церквей Вилейского округа, протоиерею Вячеславу Вабищевичу. Он посоветовал вывезти надгробие на кладбище и после этого готов провести панихиду.
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора