«Ищите другие способы чистить Минск». Люди на встрече с властью эмоционально выступили против хранилища отходов под Молодечно
В деревне Красное Молодечненского района 30 марта около 600 человек категорически и единогласно заявили протест против строительства пруда-накопителя осадков хозяйственно-фекальных сточных вод, которые собираются возить из столицы.
Протест был заявлен в Красненском доме культуры, где в этот день прошло собрание по обсуждению отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Строительство пруда-накопителя №19, Минская область, Молодечненский район».
Чтобы добиться этой встречи с властью, люди направили в Молодечненский райисполком, а также заказчику строительства «Минскводоканалу» более 1 000 подписей.
Заместитель председателя райисполкома Сергей Бохан: «Нас пятеро, а вас 600 человек»
Собрание началось около 10.00 и длилось 3 часа 45 минут. Несмотря на рабочий день и рабочее время, зал Дома культуры в Красном не вместил всех желающих поучаствовать в обсуждении. Присутствующие стояли в зале, в коридоре и на улице. По информации очевидцев, зарегистрировалось 502 человека. Люди подходили и позже, но их уже не регистрировали.
Вел мероприятие заместитель председателя Молодечненского райисполкома по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Сергей Бохан. Решением райисполкома он был назначен председателем собрания.
Чтобы переубедить людей и обосновать свою позицию в необходимости строительства хранилища фекальных отходов, в Красное приехали представители «Минскводоканала», проектировщика пруда-накопителя и Академии наук Беларуси.
Начиная собрание, Сергей Бохан попросил всех присутствующих вести себя корректно и уважительно друг к другу, не выкрикивать вопросы с места.
– Прошу не устраивать бардак, потому что мы будем это все пресекать. Мы сидим тут перед вами. Вас 600 человек, а нас – пятеро. Если кто-то хочет цивилизовано выступить – пожалуйста. Подняли руку, встали, выступили, мы каждого выслушаем. Но кричать из толпы гвалтом не нужно. Хотя, тут у 90% речь будет одна и та же, – сказал Сергей Бохан.
– А как вы думали? – тут же выкрикнули из зала. Эмоции переполняли людей, и у них далеко не всегда получалось выполнять просьбу председателя собрания о цивилизованном общении с поднятием рук.
«Мы на пальцах объясняли, через какое время эта дрянь будет у нас в колодцах и когда – в Молодечно»
По регламенту сначала выступали докладчики, которые обосновывали безопасность проекта и эксплуатации пруда-накопителя, а также острейшую нуждаемость в нем города Минска.
В собрании участвовал житель Красного Андрей. Он отметил для Kraj.by:
– Основной посыл сторонников строительства хранилища был в том, что мы, люди, протестующие против обустройства пруда, ничего не понимаем. Нам на пальцах приходилось объяснять, через какое время вся эта их дрянь появится в наших колодцах, через сколько времени – в реках, и когда – в Молодечно.
Рассказывая о хранилище, представитель проектной организации сообщил, что пруд будет иметь вид чашеобразного сооружения с обустройством проезда по его периметру, установкой ограждения с системой безопасности и видеонаблюдения.
Один из самых ключевых вопросов, в котором расходятся сторонники и противники строительства пруда, – это сама сущность объекта и функции, который он будет выполнять.
Сторонники строительства настаивают, что пруд будет построен именно для хранения отходов. Противники аргументированно доказывают: не для хранения, а для захоронения.
Так все-таки: «хранение» или «захоронение»?
– Хранение подразумевает временной нахождение отходов в этом пруду. Захоронение – значит, что они там останутся навсегда, – поясняют свою позицию противники пруда. – Это будет объект захоронения отходов третьего класса опасности, который требует расположения здесь же серьезных очистных сооружений.
Ссылаясь на экологические трактовки, противники строительства хранилища отмечают, что «осадки хозяйственно-фекальных сточных вод содержат большое количество органических веществ, насыщены микроорганизмами и металлом, быстро загнивают, издавая сильный кислый запах».
При этом подчеркивается: даже тот ОВОС, который теперь составлен, не исключает возможности возникновения на объекте аварийной ситуации. Люди боятся, что весь набор вредных веществ в случае аварии может попасть в подземные воды.
Сторонники строительства отметили, что никаких очистных сооружений возле пруда строиться не будет. Они сравнивают вероятность аварии на объекте с вероятностью падения метеорита на Красное. Доказывают, что в пруде будет создана надежная дренажная система, и даже в случае ее повреждения, вредные твердые осадки не доберутся до глубоких подземных вод из-за плотности глины, которую они просто не смогут преодолеть.
У противников пруда есть аргументированные возражения и на это заявление. Выступила женщина, которая рассказала:
– Я 20 лет проработала в экспертизе. В столичном микрорайоне Малиновка, где недалеко водозабор, в карьер свозили токсичные отходы из рек и озер Минска. Проводя экспертизу, я требовала два слоя защитного материала толщиной 5 миллиметров. Положили 4 миллиметра. Через полгода жители Фрунзенского района столицы стали пить дрянь, которая попала в воду из этого карьера. И то, что в нашем случае защита гарантирована, – это вранье.
По поводу плотности глины в месте предполагаемого пруда высказался мужчина, который работал здесь, когда выбирали песок из карьера. Он рассказывает:
– На карьере я трудился с самого начала до дня его закрытия. Только при мне мы «тушили» два фонтана вырвавшейся наружу чистенькой беленькой воды. Вот вам и плотность глины.
Заявление «Большинство из вас живет в Минске» вызвало бурю негодования
Когда люди, собравшиеся в зале, услышали по отношению к себе фразу: «Большинство из вас живет в Минске», они просто пришли в негодование. Успокоившись, рассказали о себе. Кто-то живет прямо возле дороги, по которой ежедневно будут проезжать десятки грузовиков с фекальными отходами. Кто-то отметил, что в грибной сезон народу в местном лесу столько, что не успеваешь здороваться и спрашивать: «Как урожай грибов?» Кто-то пьет воду из своего колодца и жалеет, что придется перестать это делать.
Женщина сказала:
– Надо поклониться молодежи, которая живет в наших деревнях, строится здесь и не уезжает. Неужели мы допустим, чтобы нам привозили тонны отходов, а наши дети, внуки не могли даже в лес сходить?
У людей возникли простые, как им кажется, вопросы, на которые они не могут найти ответов. Вот основные из них:
– почему Академия наук не ищет альтернативных способов хранения или переработки отходов, выбрав лишь способ их складирование в густонаселенном районе деревни Красное под Молодечно с лесами, рекой Ушой и множеством садоводческих товариществ?
– неужели в радиусе 90 километров от Минска невозможно найти место для строительства пруда-накопителя с пустующими землями без вероятности угрозы здоровью и благополучию населению?
– почему невозможно было предотвратить строительство пруда-накопителя возле Красного еще на самом начальном этапе, не доводя дело даже до его планирования?
Противники строительства пруда настаивают на независимой экспертизе
На собрании было отмечено, что местная власть по закону не имеет права отказаться от требований противников строительства пруда-накопителя и, соблюдая все необходимые по закону процедуры, готова предоставить независимому экологу необходимые документы для проведения собственной экспертизы.
– Мы всех услышали. Протокол нашего сегодняшнего собрания будет размещен на сайте Молодечненского райисполкома в разделе «Общественные обсуждения», – сказал Сергей Бохан.
Житель Красного Андрей отметил:
– Предоставить независимого эколога мы готовы. После собрания чувствуем какую-то пустоту, ведь последние две недели у нас у всех прошли просто в бешеном ритме. Приходим в себя после встречи в Доме культуры. Некоторые женщины делают это с помощью валерьянки. Нам сказали, что в течение пяти рабочих дней на сайте райисполкома мы сможем найти решение, принятое по итогам собрания. Это значит, в ближайшие четверг или пятницу.
Сергей ЗЕНЬКО
Фотографии предоставлены Kraj.by участниками собрания Андреем и Сергеем