«Всю игру у вратаря не закрывается рот». Филипп Войтехович уехал из Молодечно, чтобы покорить шведский футбол (фото)
Уроженец Молодечно рассказал Край.бай, как оказался на Скандинавском полуострове, в чем разница между белорусами и шведами и почему его иногда тянет домой.
Это сейчас 26-летний Филипп Войтехович свободно говорит по-шведски и английски, является голкипером одного из стокгольмских клубов и готовится к подписанию контракта, чтобы осуществить очередной трансфер. Это теперь он нарасхват у журналистов, Интернет пестрит его многочисленными интервью, а в русской и англоязычной Википедии перечисляются его футбольные заслуги.
Но кто знает, что было бы с 9-летним мальчишкой, который, как и многие другие ученики Александра Гармазы, мечтал связать свою жизнь с футболом, если бы не счастливый случай, которым Филипп сумел правильно воспользоваться.
Филипп Войтехович уехал из Беларуси в Швецию
Способного молодечненца приметили российские тренеры и пригласили его в Московскую футбольную академию. В 13 лет Филипп остался один в Москве, и его карьера получила мощный старт. После окончания академии парень успел поиграть за разные московские команды. Но вскоре встал вопрос гражданства, и в 16 лет молодечненцу пришлось вернуться домой. В Беларуси Филипп не затерялся. Практически сразу он подписал контракт с ФК «Партизан» (тогда МТЗ-РИПО) и стал неплохо зарабатывать.
«Я очень легко уехал из Беларуси»
Решение покинуть Беларусь и уехать в Швецию для Филиппа не было мучительным. Амбиции парня и связи немецкого футбольного агента привели к тому, что в 2012 году он подписал свой первый контракт со шведским футбольным клубом.
– Я очень легко уехал из Беларуси. Я давно собирался, но все никак не получалось. А тут в один момент все сложилось: у меня закончился контракт с «Партизаном», а знакомый футбольный агент, немец по происхождению, предлагал поиграть в Швеции, где у него были связи. Так что я просто собрал вещи и уехал, – признается Филипп.
Говоря «просто», он немного лукавит. На практике ему предстояло преодолеть определенные препоны футбольной бюрократии.
– По футбольным правилам до 23 лет ты не можешь быть свободным игроком. Клуб, который хочет с тобой подписать контракт в этом возрасте, обязан заплатить, скажем так, «налог за образование» твоему первому профессиональному клубу. С этим у меня возникли определенные проблемы, – вспоминает Филипп. – На тот момент я уже играл за молодежную сборную Беларуси, выступал в чемпионате высшей лиге Беларуси. В итоге с учетом всех коэффициентов стокгольмскому клубу выставили сумму порядка 3,5 млн шведских крон. Но за паренька из Беларуси никто не захотел платить такие деньги.
Однако Филиппа было не остановить. Он нашел полупрофессиональный клуб в Швеции, который не облагался этим налогом.
– Я просто стал играть в команде не самого высокого уровня в Швеции – опустился чуть ниже. В ней спокойно доиграл два года, пока мне не исполнилось 23 года, – говорит вратарь.
«Шведский выучил на автомате»
Оказавшись среди шведов, Филипп не комплексовал по поводу языкового барьера. Вратарь мгновенно выучил базовый профессиональный лексикон, а при первой возможности записался в школу шведского языка для эмигрантов.
– Как только я подписал свой первый контракт, тренер вратарей выписал мне все слова, необходимые, чтобы руководить командой: «лево, право, спина, вперед, назад». Игроки ведь не видят, что творится за их спинами, а вратарь наблюдает все поле. Голкипер должен расставлять защитников и полузащитников, им надо подсказывать. По сути, – смеется Филипп, – всю игру у вратаря не закрывается рот.
Голкипер должен постоянно подсказывать игрокам, что творится за их спинами
Сейчас молодечненец свободно говорит по-шведски. Конечно, отмечает он, есть какие-то мелкие ошибки, да и словарный запас еще надо пополнять. Но в целом может поддержать разговор в компании на любую тему.
– Я все время общался со шведами, был вовлечен в эту среду, атмосферу. И так незаметно для себя на автомате выучил шведский, – отметил он.
«В отличие от белорусов, шведы уверены в себе и в завтрашнем дне»
По мнению Филиппа, шведы по сравнению с белорусами более веселые, незакомплексованные, все время пытаются общаться. На их фоне белорусы кажутся скованными и зажатыми.
– Что больше всего меня поразило в шведах – это уверенность в себе и в завтрашнем дне, – рассказывает он. – У белорусов в условиях такой тяжелой экономической ситуации нет финансовой уверенности ни в себе, ни в своем будущем. Удивила меня и простота людей. При всем их достатке, шведы не заморачиваются по поводу внешности, им все равно, что люди о тебе думают. Я сейчас утрирую, конечно, но, грубо говоря, в метро вполне можно наблюдать такую картину: рядом с тобой едет парень в майке с пятном от кетчупа на груди и грязной обуви. А потом окажется, что это был евровый миллионер. В Беларуси же наоборот: очень важно, как ты выглядишь, всех очень заботит чужое мнение о себе.
Несмотря на близкое соседство (от Стокгольма до Минска полтора часа лету), Филиппу иногда приходится рассказывать, где находится Беларусь, объяснять, что это не часть России.
«Я по-прежнему мечтаю играть в сборной Беларуси»
Футбол в Швеции и Беларуси, считает Филипп, это два разных уровня. Беларусь, говорит вратарь, далеко позади во многих моментах: начиная от организации, инфраструктуры и заканчивая уровнем зарплат футболистов.
– Может, конечно, какая-то отдельная команда, например, БАТЭ, была бы в Швеции в лидерах. Но в целом нашим еще многому надо учиться.
Несмотря на то, что 365 дней в году Филипп выступает за шведский клуб, он по-прежнему мечтает играть в белорусской сборной по футболу. Клубная принадлежность, отмечает он, не запрещает этого. Это нормальная практика, ведь члены национальной команды играют и в Турции, и Греции, и России. Но пока голкипера в сборную страны никто не зовет.
Филипп хотел бы сыграть за сборную Беларуси по футболу
– Я уже отыграл много матчей за юношескую, молодежную сборную Беларуси. Я коренной белорус и очень хотел бы играть за нашу, национальную команду, – говорит вратарь.
«Все страны я видел из окна автобуса или гостиничного номера»
Известность, слава, путешествия – так видит обыватель жизнь футболиста. Тренировки, матчи, бесконечные перелеты и переезды – вот будни профессионального вратаря.
– Я действительно много путешествую и мне проще перечислить, где я не был. В Европе я был, наверное, почти везде. Дальше Европы – только в Индии. Но есть один большой минус, – признается Филипп. – Фактически все страны я видел из окна автобуса или гостиничного номера. За все время, что я путешествую как футболист, я могу вспомнить только одну полноценную экскурсию, перед которой не устоял никто – это Иерусалим.
«Иногда очень хочется бабушкиной еды»
Как и у всех игроков, у Филиппа есть 30-дневный отпуск. И тогда он обязательно приезжает Беларусь. Нет, он не скучает по стране, но в определенные моменты жизни его так и тянет в Молодечно.
– Знаете, к концу сезона, когда ты физически устаешь, хочется каких-то приятных мелочей. И тогда я еду домой к родным в Молодечно. Иногда очень хочется побыть именно в Молодечно, встретиться с друзьями и отведать бабушкиной еды, – отметил он.
Публикация создана в сотрудничестве с проектом «Живая библиотека» в Молодечно. Живая библиотека – это социальный проект, где вместо чтения – разговор, вместо книг – люди с уникальным опытом или редкой профессией. Филипп – одна из таких книг. Больше о «Живой библиотеке» можно узнать в группе ВКонтакте.
Катерина СУШКО
Фотографии предоставлены Край.бай Филиппом ВОЙТЕХОВИЧЕМ и с сайта ufc.se 2