Педагог Молодечно о возврате к 5-балльной системе оценки в школе: «Это ни к чему хорошему не приведет»
В Беларуси собираются обсудить возврат к 5-балльной системе оценки знаний. Об этом заявил вице-премьер Василий Жарко.
Kraj.by узнал мнение на этот счет учителей, психолога и одной из мам.
Бывший директор гимназии №10 Борис Войтеховский, на пенсии:
– Возвращаться к 5-балльной системе не надо. Наоборот, нужно использовать возможности, заложенные в 10-балльной системе. Ведь изначально она была задумана как система, с помощью которой учителя стимулируют учеников приобретать знания, мотивируют учащихся. А получился пшик, потому что «наверху» нужны были хорошие показатели, – резюмирует педагог с многолетним стажем. – Поначалу учителя еще ставили «нули», «единицы», «двойки». А потом вдруг перестали, и приемлемыми стали баллы от 6 до 10. А почему? Потому что, если меньше, то плохо всем – Министерству образования, руководству школы, учителям, родителям, ученикам. На практике ведь как выходит? Ученики получают завышенные оценки, становятся медалистами, но при этом родители нанимают трех репетиторов, которые готовят их к поступлению в вузы. Так что дело здесь не в том, какую систему оценки знаний использовать, а в том, что нужно организаторам образования. Или чтобы все было «блестяще», или чтобы дети получали настоящие, глубинные знания.
Учитель истории СШ №11, победитель республиканского конкурса «Учитель года Беларуси – 2014» Виктор Жук:
– Сразу отмечу, что пока обсуждать нечего, так как этот вопрос находится на уровне «кто-то сказал». Но я считаю, что переход к 5-балльной системе ни к чему хорошему не приведет. Дело в том, что 10-балльная система дает нам, учителям, более объективно оценивать знания ученика и отслеживать динамику его развития. Тогда как 5-балльная система слишком категоричная. Проблема не в системе оценки знаний, а в непонимании системы оценивания. Нельзя просто переводить «10» как «5+». Так делать не стоит, – подчеркнул Виктор Жук. – Для каждой отметки есть критерии. Да, возможно, они спорные, но, если на них опираться, 10-балльная система работает. Кроме того, чтобы привыкнуть к этой системе, было потрачено много времени.
Педагог-психолог гимназии №10 Молодечно Татьяна Жданова:
– К возможному возврату на 5-балльную систему оценок я отношусь негативно. И педагоги, и дети длительное время адаптировались к 10-балльной системе. Поэтому новый переход будет стрессом для всех. Педагогам и учащимся придется преодолевать этот стресс, привыкать к новой системе оценки знаний. Как быстро это произойдет, зависит от адаптационных способностей каждого.
Мама 6-классника Раиса:
– Я как мама полностью «за» возврат к 5-балльной системе оценок. Поэтому поначалу очень обрадовалась, услышав о возможных изменениях, и расстроилась, когда поняла, что все это пока вилами по воде писано, – поделилась она. – Мне кажется, что 5-балльная система прозрачная и понятная. Получил «5», значит, что-то знаешь, «3» – значит, надо задуматься и поработать над собой. Когда мой сын приносил «шестерки» из школы, я не могла понять, что это за отметка, как ее перевести – «4» или «4+». Мне до сих пор непонятно, где эта грань. Кроме того, я слышала, что есть учителя, которые «десятки» принципиально не ставят, объясняя это тем, что «на 10 знает только учитель». То есть получить «десятку» почти нереально, тогда как «5» в рамках 5-балльной системы – вполне возможно.
Катерина СУШКО