Опубликовано: 04 января 2017, 15:45
130

Как, вися на веревке, поменять окна на 18 этаже и снять котенка с дерева. И чему еще научился бывший учитель из Докшиц

Как 36-летний уроженец Докшиц Виталий Модель стал промышленным альпинистом, а потом и владельцем успешной фирмы? Что испытывает человек, вися на веревке на уровне 18 этажа, когда на весу еще нужно удержать в руках окно? Это и многое другое Вы узнаете из следующей статьи.

Уроженец Докшиц Виталий Модель умеет мыть окна на большой высоте, снимать котов с деревьев, строить сотовые вышки, подключать на них антенны, класть стены и штукатурку, а еще он мастер спорта по спортивному туризму и владелец собственной фирмы «АльпПайер» в Минске. Всему научился сам или у других специалистов – как говорит, «потихоньку там и там». А началось все в школе, когда еще был девятиклассником.

– К нам пришел новый учитель химии Сергей Васько, только после института. Он сразу организовал кружок туризма, и к нему пошел народ. Кому ж не интересно попутешествовать по лесу? Скалодромов тогда еще не было, но мы лазили по веревкам на турслетах, ходили в походы. Меня это так зацепило, что после школы пошел учиться в Академию физкультуры на специальность «Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризм». И уже более 20 лет занимаюсь спортивным туризмом. Побывал в походах на Полярном Урале, Кольском полуострове, в Карпатах. 21 день мы шли зимой по Хибинским тундрам, спали в одной большой палатке, без печки, сами шли на лыжах, за собой тащили вещи на санках. С Сергеем Александровичем мы впоследствии так сдружились, что я даже стал крестным его сына.

Семья Модель с друзьями из Брянска на озере Ореховское под Оршей. На переднем плане – справа жена Виталия, Наталья, и сын Саша. Сзади с медвежонком – дочь Даша

Изображение 1

На фестивале спортивного туризма «Под облаками» в Брянске. Во всех своих походах Виталий Модель – с гитарой. Больше всего любит песни Высоцкого и Визбора

Изображение 9

– А как вы пришли к промышленному альпинизму?

– В студенческое время увлекся скалодромами. Увидел такой впервые в 1999 году в Республиканском центре туризма и краеведения. Сначала мы с друзьями бесконечно сами участвовали в соревнованиях по туристско-прикладным многоборьям. Там можно получить стойкие навыки для безопасного, безаварийного промышленного альпинизма. Такие умения не сформируешь в обычных походах, а только благодаря постоянным тренировкам. Со временем начали сами организовывать подобные соревнования, очень много их провели, еще когда я был студентом. Там мы научились, как создавать интересные и безопасные трассы, чтобы ползать по веревкам. Потом родилась идея открыть фирму и делать веревочные городки и скалодромы под заказ. Плюс мы все умеем работать на высоте, отсюда промышленный туризм.

Скалодромы, которые изготавливает «АльпПайер»

Изображение 2

Первыми испытателями новых веревочных парков Виталия становятся его дети. На фото Саша Модель на открытии веревочного городка в «Озерках» под Поставами в 2016 году

Изображение 3

– Нет, я открыл фирму в 2010 году. До этого работал преподавателем туризма в академии, руководителем кружка в Республиканском центре туризма и краеведения, учителем физкультуры в школе. Параллельно занимался промышленным туризмом на стройках. Вися на высоте на веревках, штукатурил, красил, утеплял фасады домов, мыл окна, монтировал конструкции, спиливал аварийные деревья, устанавливал окна, рекламные вывески, строил вышки сотовых операторов. Сейчас вышек уже понастроили, нужно только их красить, менять оборудование на более совершенное. Например, с 3G на 4G. Сейчас мы меняем кабели, подключаем антенны. И занимаемся всеми высотными работами. Плюс сбиваем сосульки, чистим снег на крыше, снимаем котят с деревьев (смеется).

Работы по промышленному альпинизму в Беларуси фирмы «АльпПайер» Виталия Модель

 Изображение 4

Изображение 5

В свое время начинал с подсобника в составе бригады. Подавал краску, мешал штукатурные растворы. Через это надо обязательно пройти, чтобы знать всю работу с самых низов. Работал и в студенческое время и после. Будучи преподавателем в академии, студентов учил не только спортивному туризму, но и промышленному альпинизму. На многие работы брал с собой своих ребят. Это им пригодилось в дальнейшей жизни. Некоторые стали хорошими промышленными альпинистами, кто-то работает спасателем в МЧС. Учил меня работе в промышленном альпинизме Челядинский Роман Николаевич. Очень грамотный специалист в области спортивного туризма, альпинизма. Когда освоил все досконально, основал свою фирму.

– А что значит ее название «АльпПайер»?

– Первая часть «Альп» – альпинизм, промышленный альпинизм. Вторая часть «Пайер» – название горы на Полярном Урале. Понравилось расположение горы, ее вид и название. Мы там были в 2000 году. Совершали спортивный поход. На Пайер не поднимались, т.к. в наши планы восхождение не входило. Но желание покорить эту гору осталось. Обязательно найдем время и совершим восхождение на нее! Думаю, что с сотрудниками нашего предприятия. Это будет символично. Как пел Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». В название фирмы включена мечта – покорить Пайер. Для меня это значит – никогда не останавливаться на достигнутом.

– Какая из высотных работ была для вас самой экстремальной?

– Замена окон в минском «Александровском пассаже» в здании с 18 этажами. Были поставлены глухие, не открывающиеся окна, их нужно было заменить на открывающиеся. И работы можно было вести только снаружи, поскольку прижимные планки стояли с улицы. Вися на веревках, мы разрезали болгарками планки, вынимали окна. При этом нельзя было ничего уронить вниз, потому что здание уже работало, внизу стояло много машин. Каждый болтик скрупулезно складывали в карманы, планки привязывали – а они были по три-шесть метров длиной. Каждый упавший болтик мог обойтись дороже всего заработка!

Но самое сложное было держать на весу вынутый стеклопакет, ведь у тебя точки опоры только веревки, на которых висишь. А механизм был такой: рабочие изнутри и ты присосками держите стеклопакет, затем его ставите постепенно на ребро, чтобы передать внутрь. Пока окно не затянули в помещение, – самый опасный момент. Тяжелый стеклопакет наклоняется и если его вовремя не схватить, не удержать, он улетит вниз. Затем все то же самое повторяли в обратном порядке, чтобы поставить новое окно. Снаружи делали все нужные работы, вплоть до гидроизоляции.

– Что нужно для того, чтобы сработать без происшествий?

– Четкое знание инструкций и работа только по ним, исправное, надежное снаряжение и отличное физическое состояние. Наши работники постоянно проходят инструктажи по охране труда, медкомиссии, оборудование используем только проверенное, например, итальянской фирмы Kong. Это единственное предприятие в Европе, выпускающее страховочное снаряжение. Ему более 200 лет. Мы доверяем его продукции.

Работаем как минимум вдвоем. Доверяем и уверены друг в друге, потому что многое пройдено вместе, в том числе общая спортивно-туристская школа. Без уверенности в каждом человеке в таком деле никак. Благодаря большому туристскому опыту, делаем работу на должном уровне безопасности, всегда знаем, где может ожидать опасность, можем ее предугадать.

– Получается, что Вы должны разбираться и в установке окон, и в антеннах. В чем еще?

– Ну, да, я лично промышленный альпинист шестого разряда, плюс монтажник связи – антеннщик. У нашей фирмы есть сертификаты на выполнение различных строительных работ. Например, мы делаем кровли, монтируем деревянные конструкции, заполняем оконные и дверные проемы. У нас есть все нужные специалисты. Но постепенно, учась у них, ты и сам становишься и столяром, и инженером, и штукатуром.

Виталий увлекается также дайвингом и подводным фото

Изображение 6

Это фото сделано в Раубичах. Здесь фирма Виталия организовала корпоратив с активным времяпрепровождением для сотрудников одного из мобильных операторов Беларуси. Сам Виталий был главным судьей лыжных гонок. На фото он перемещается между позициями

Изображение 7

«АльпПайер» теперь занимается не только промышленным альпинизмом, строительством веревочных городков, скалодромов, заменой оборудования сотовых операторов, но и обычным ремонтом – общестроительным, внутри помещений. Например, мы ремонтировали много центров продаж сотовых операторов. И даже продаем строительные материалы, плюс являемся единственным в Беларуси представителем итальянской фирмы страховочного оборудования Kong, о которой шла речь выше. Проводим активные корпоративы для организаций. Как руководитель я отделочными работами уже не занимаюсь, решаю другие задачи. Но дачу себе сам построил и ремонты везде себе делаю. Как говорится, мужик должен и дом построить, и дерево посадить (смеется).

Для нас, чем сложнее работа, тем интереснее. Мы в свое время много покрасили фасадов, помыли окон, и теперь уже считаем эту работу для себя попсовой, отошли от нее. Хочется быть там, где нужны именно наши умения и навыки.

– Например?

– Например, ремонт храмов. Добираемся туда, куда можно попасть только при помощи дорогостоящих автовышек, лесов, на что у церквей обычно нет денег. Помогаем храму сэкономить, каждый раз изобретаем что-то новое. Где-то ограничен доступ, нельзя сверлить стены, где-то красивые фрески, к которым нельзя прикасаться, и нужно достичь рабочего места так, чтобы не повредить храм. К работе в церкви я и, мне кажется, что и мои ребята относимся не как к заработку, он является только следствием интересной, нужной работы. Многие руководители епархий рады видеть нас у себя. Ремонтировали Богоявленский собор в Полоцке, православный собор в Глубоком, множество небольших церквей.

Изображение 8

– Я правильно понимаю, вы занимаетесь по жизни любимым делом?

– Именно! Удалось совместить увлечение и бизнес. Это намного лучше, чем просто бизнес. Все время саморазвиваешься, есть путь в жизни, есть уверенность в будущем, что мы необходимы рынку. Также мне нравится поддерживать материально соревнования для детей и организовать свои. Детский спорт должен развиваться.

– Как к вашей работе относится семья?

– Жена – главный бухгалтер в моей фирме. Можно сказать, что у нас семейный бизнес. Но она и турист со стажем, поэтому понимание есть. А дети – одни из первых испытателей наших новых веревочных маршрутов. В этом году мы построили шесть веревочных городков и три скалодрома, в том числе в Поставах. Сейчас работаем в Браславе и Сеннице под Минском.

– А зачем вам нужен весь этот экстрим?

– У меня такой внутренний мир – осталось мальчишечье желание залезть повыше, люблю общаться с живой природой, находиться на свежем воздухе. Ну, и конечно, адреналин. Моя работа дает мне счастье и удовлетворение, к тому же еще получается и приносить пользу людям.

УНП 191401516
Частное предприятие «АльпПайер»

Читайте также

Дом загорелся у 79-летней бабушки в Ошмянском районе – она растерялась и позвонила дочери
В деревне Загорняты Ошмянского района перед обедом 25 декабря горел жилой дом, в котором живет 79-летняя бабушка. Хозяйка почувствовала запах дыма и позвонила своей дочери.
«Котел массой 300 килограммов готов взорваться». В агрогородке под Молодечно из-за перебоев электричества загораются отопительные котлы?
Электричество периодически отключается в агрогородке Полочаны Молодечненского района. Местный житель Дмитрий уверен, что эти отключения происходят от перепада напряжения и грозят Полочанам пожарами, один из которых случился ночью 19 декабря.
Шестилетняя Вика на подтанцовке и четыре разгрома в пяти играх – 12-й мини-футбольный тур состоялся в Молодечно
Три команды из первой пятерки в таблице открытого чемпионата Молодечно по мини-футболу 22 декабря в 12 туре разгромили своих соперников. Еще два лидера встречались между собой. «Импульс» одержал волевую победу над «Клубом болельщиков ФК «Молодечно» со счетом 4:2.