Опубликовано: 30 марта 2020, 10:46
56

«Большая радость, когда приходит Даночка». Рассказываем, как вилейчанка почти 15 лет помогает старикам

Принести дров, протопить печь, сбегать в магазин и приготовить обед – лишь часть ежедневных обязанностей соцработников.

Им приходится работать с людьми, у которых перепады настроения, серьезные недуги, или просто с одинокими и немощными. Сложно не только морально, но и физически – нужно и пакеты с едой поносить, и порядок в чужом доме навести.

Как проходят будни соцработника из Вилейки, и кто эти старики, которым нужна дополнительная помощь, – в репортаже kraj.by.

«Старость – худший враг человека»

Дануте Кабак из Вилейки – 53 года. В прошлом наша героиня – автомеханик, технолог и кондуктор. Последние 14 лет Данута трудится социальным работником в местном территориальном центре социального обслуживания населения. И не жалеет, несмотря на невысокую зарплату за нелегкий труд.

Уже почти 15 лет Данута Кабак трудится социальным работником

Изображение 3

Специального образования от соцработника не требуется, говорит Данута. А отбор кандидата ведется по личным качествам: важно уметь понимать тех, кто нуждается в помощи.

На участке Дануты Кабак –  10 адресов. Ее подопечные – люди в возрасте. В основном – одиноко проживающие бабушки. Самой старшей – 100 лет.

Визиты соцработников пожилые оплачивают с пенсии. Один час стоит чуть больше рубля. Из этого и складывается зарплата соцработника.

Рабочий день соцработника начинается в 8 утра. На обслуживание одного подопечного в частном секторе отводится 1 час 50 минут, на жителя квартиры – полтора часа. В среднем за день соцработник успевает обслужить трех стариков. Нередко, признается, задерживается.

– Готовлю я что-то вкусное, и пол не домыт. Ну, как я скажу: Ивановна, я пол не домыла, время истекло, доделаю завтра?! В первую очередь, человеческое отношение к людям, – объясняет соцработник.

Навещать стариков соцработник должен не меньше двух раз в неделю. Но наша героиня заходит к ним гораздо чаще. Говорит, то приболели, то обслужить себя не могут.

– Еда в холодильнике есть, а подогреть не могут – возраст все-таки!  Глядя на пожилых, я поняла всю тяжесть старости. Это самый худший враг человека. Ты, вроде, живой, но беспомощный. Дети у них есть, но у тех своя жизнь, и за это их нельзя осуждать, – говорит соцработник. – Никто не знает, какими нас застанет старость. Я досмотрела родителей, а потом и родную тетю. Отдавать внимание не трудно. Наверное, это мое.

«Что бы я одна делала, если бы не Дана!»

А мы на улице Лавриновича. В деревянном сине-желтом доме живет 89-летняя Раиса Гавриловна. 30 лет женщина преподавала в местном училище агрономию. В Вилейку приехала из Курска сразу после войны. Вырастила двоих детей, сейчас живет одна.

Стучим в окно. На пороге появляется улыбчивая Гавриловна и протягивает соцработнику кастрюлю.

– Даночка, покорми мою собачку! – просит пенсионерка и приглашает в дом. Знакомимся. Наш разговор прерывает звонок – дочь интересуется здоровьем Раисы Гавриловны. Накануне у женщины заболело горло.

Раиса Гавриловна когда-то преподавала в местном училище агрономию

Изображение 2

Пенсионерка коротко рассказывает о буднях, а потом поставленным голосом читает наизусть письмо Татьяны к Онегину. Гавриловна любит книги и называет Некрасова и Пушкина «мои поэты». Правда, с возрастом зрение ухудшилось, и теперь ей не до книг.

Дети на выходные приехали и уехали, а старики коротают будни в одиночестве. Поэтому для Раисы Гавриловны самая большая радость, «когда приезжают дети и приходит Даночка».

– Что бы я одна делала, если бы не Дана! –  говорит пенсионерка. – Все сделает, что попрошу. Очень довольна ею!

Изображение 4

На часах почти обед. Дануту Тадеушевну ждут на Школьном переулке. Прощаясь, соцработник просит пенсионерку никому не открывать дверь.

– Недавно по району болтались люди, которые якобы проверяли в деревнях качество воды. Одни заговаривают зубы, а другие в это время рыскают по квартире. А потом у доверчивых стариков пропадают деньги и драгоценности. Даже хрусталем не брезгуют. Так что, Гавриловна, я постучу! – предупреждает Данута Кабак.

Изображение 1

«Как уйду в отпуск, сразу скучаю»

По дороге на Школьный мы говорим о разном. Соцработник не забывает о своих подопечных.

– За их плечами – богатый жизненный опыт. Добродушные, простые. Наверное, поэтому я столько лет работаю с ними. В еде непривередливые. Мы все хозяйки, готовим дома, поэтому с кухней проблем нет. Никогда не жаловались. Прихожу обычно и спрашиваю, что их душа желает: соленого, перченого или что-то легкое, – смеется. – Они благодарны за каждую тарелку свежего супа.

В глубине Школьного переулка живет бывшая учительница. 94-летняя Анатольевна, уточняет Данута, тоже приехала в Вилейку после войны, когда в городе из разрушенных хат торчали печки, а во дворах стояли землянки.

Жизнь у женщины, как у многих, проходила по привычному сценарию: вышла замуж, трудилась, вырастила шестерых детей. Причем, четверо – от первого брака мужа.

В доме мы встретили дочь пенсионерки. Та часто навещает мать. Бабушка уснула. Нас просят не будить хозяйку и предлагают зайти после обеда –пенсионерку нужно накормить, в доме протопить печь.

Изображение 5

А мы направляемся в «китайку», так местные называют пятиэтажку на 17 Сентября. Пока идем, говорим о том, как уходят старики.

– На моем веку умерли семь стариков. Тяжело расставаться. За годы привязываюсь к ним, своими становятся… – признается соцработник. 

В уютной двушке живет бывшая начальница производства завода «Зенит». Хозяйке, рассказывает Данута, – почти 90. Женщину нужно покормить и дать лекарство.

Изображение 6

Интеллигентная Валентина Григорьевна выходит из соседней комнаты и при виде Дануты расцветает прямо на глазах.

Юмора, несмотря на возраст, у женщины хоть отбавляй. Называя нас болтушками и сетуя по поводу того, что не надела для гостей платье, хозяйка говорит о книгах и достает из-под подушки серию исторических романов Мориса Дрюона «Лилия и лев».

Оказывается, Валентина Григорьевна – тот еще книголюб. На полках – целая библиотека. О своих буднях женщина говорит лаконично:

– Дела мои, как у 90-летнего человека! Полежу, почитаю, пройдусь по квартире…

Данута Кабак что-то обсуждает с Григорьевной. А потом та просит соцработника помочь написать письмо внучке в Германию. Она соглашается.

– С ними интересно! Мне за радость пообщаться. Как начнут рассказывать, другой раз смех сдержать не могу, – замечает, прощаясь, наша героиня. – Уйду в отпуск, и сразу скучаю. Звоню на работу с одним вопросом: Как там мои бабули?

Справка

На обслуживании в отделении социальной помощи на дому Вилейского территориального центра социального обслуживания населения состоят 1 653 человека – люди в возрасте от 60 лет и старше и инвалиды I и II групп. Обслуживают подопечных 147 работников, сообщила заведующая отделением Данута Романовская.

Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора

Социальные службы в Беларуси во время угрозы коронавируса помогают одиноким пенсионерам и инвалидам с продуктами и лекарствами

Куда обращаться? Список территориальных центров нашего региона и их телефоны можно найти по ссылке.

Читайте также

В Минской области проходит голосование за лучшую соломенную фигуру. Победитель получит приз - 50 базовых величин
Лучшая соломенная фигура — ежегодный конкурс в регионе. Он позволяет сельчанам раскрыть свой творческий потенциал. И те из года в год удивляют полетом фантазии.
Игорёк и все-все-все. Борисовский форвард Игорь Монич мстит «Лиде» за прошлый сезон, вырывает у нее три очка и купается в любви молодечненцев
19 минут понадобилось борисовскому легионеру футбольного клуба «Молодечно» Игорю Моничу, чтобы сотворить то, что вся команда не смогла сделать на протяжении двух таймов игры с «Лидой». А именно – забить гол и вырвать победу со счетом 1:0. Игра проходила 31 августа в городе солнца.
В Поставском районе водитель не справился с управлением и погиб
Авария произошла 5 сентября на подъезде к деревне Зарудье от автодороги Н-3300 «Юньки- Воропаево- Мерецкие».