Перспективы развития туристической отрасли обсудили в Вилейке
8 октября на сессии районного Совета депутатов обсуждались вопросы создания туристических кластеров, способы популяризации зеленых маршрутов и туризма в целом.
Агроэкотуризм считается довольно востребованным направлением. В Вилейском районе на сегодняшний день зарегистрированы 11 агроусадеб, организующих культурно-спортивные мероприятия с услугами проживания. Об этом в своем докладе о программе мероприятий по развитию туризма в 2011-2015 гг. рассказал заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Вилейского райисполкома Олег Гаврищук. Пять агроусадеб на сегодняшний день пока приостановили свою деятельность из-за ремонта.
Поскольку агроусадьбы – это реклама района, на сессии было высказано предложение создать в районе туристические кластеры, как это практикуется, например, в Воложине. Туристические кластеры, прежде всего, создаются для того, чтобы турист получил множество услуг, находясь в одном регионе. Иными словами, это не работа агроусадеб поодиночке, а объединение всех занятых туризмом участников в одно целое.
Также в ходе сессии говорилось и о слабой заинтересованности туризмом учреждений образования. Уменьшилось и число учащихся, занимающихся в туркружках. По мнению Олега Гаврищука, это связано с недостаточным количеством туристического снаряжения, отсутствием системного подхода в развитии школьного туризма. Согласно статистическим данным, в 2012-2013 годах число школьников, участвовавших в походах и экскурсиях, по сравнению с предыдущими годами сократилось почти вдвое. Олег Гаврищук отметил, что для развития различных видов туризма (например, спелеотуризм, водный туризм и т.д.) необходимы квалифицированные специалисты, которых, подчеркнул он, в туриндустрии Беларуси не хватает.
В дополнение к этой теме директор Вилейского профтехколледжа Игорь Китиков выступил с предложением об организации в районе фестиваля, например, как «Вишневый фестиваль» в Глубоком или Ивенецкий «Цукеркавы фэст», который привлечет в район туристов и сможет принести региону известность. В качестве бренда предлагался символ Вилейского водохранилища – судак. Состоится ли в районе подобное мероприятие и что станет брендом, пока в стадии обсуждения.
В ходе сессии прозвучало такое мнение: чтобы туризм стал визитной карточкой района, необходимо усиленно заняться продвижением зеленых и трансграничных маршрутов. В текущем году отделы образования, спорта и туризма Молодечненского, Воложинского и Вилейского райисполкомов разработали маршрут «Зялёнымі сцежкамі ад Іслачы да Віліі», уточнил представитель отдела образования, спорта и туризма Вилейского райисполкома. Маршрут с посещением достопримечательностей берет старт в Ракове и проходит через Молодечненский район, а заканчивается на Вилейщине.
В Вилейском районе разработана «Блакітная стужка Вілейшчыны» с посещением 38 населенных пунктов и сплавом по Вилии и Нарочанке. Но, несмотря на популяризацию зеленого маршрута, Олег Гаврищук отметил, что он слабо востребован среди туристов. В ходе обсуждения данной темы депутаты района предложили разработать дополнительные маршруты и создать группу, которая бы занималась туризмом в целом и продвигала существующие маршруты.
Кроме того, Вилейщина богата шляхетскими усадьбами, когда-то принадлежавшими известным личностям. По мнению директора Вилейского краеведческого музея Сергея Гончара, сохранившиеся остатки усадеб с привлечением инвесторов также могли бы быть использованы в туристическом потенциале района как объекты придорожного сервиса.
Для формирования имиджа района райисполкому поручили использовать местную символику и изображение местных достопримечательностей в торговле, например, в оформлении интерьера, разработать макет туристического буклета о Вилейке и распространить в придорожных кафе и гостинице.
Юлия ЛАХВИЧ