Опубликовано: 09 мая 2020, 18:45
140

«Жили в лесу, из еды – болотная вода и трава». Как вилейчанка помогала во время войны партизанам

Война застала 15-летнюю школьницу Валентину Волынец в родной деревне Долгое. В 1943 году немцы сожгли ее дотла, оставив вместо хат пепелище.

Сегодня Валентина Александровна живет на тихой улице в Вилейке. Мы встречаемся накануне Дня Победы. На столе – свежие цветы и открытки. Ветеран говорит, что поздравили с Днем Победы и местное руководство, и школьники, и президент.

Ветеран Великой Отечественной войны Валентина Александровна Волынец

Изображение 8

Изображение 12

Валентина Волынец много шутит, а когда разговор заходит о войне, улыбку сменяет грусть – об отобранном детстве и убитых близких говорить нелегко.

Родилась Валентина в деревне Долгое. В 1938 году семья осталась без кормильца. Мать нашей героини одна поднимала троих детей. 

– В 41-м ничто не предвещало войны. Мы играли в чурки, а рядом жила учительница. Спокойная была, а тут говорит: дети, тише! – вспоминает ветеран. – У нее была рация. Учительница попросила нас собрать местных: будет важное сообщение из Москвы. Как сейчас помню, все собрались, а по рации выступает Левитан: «Говорит Москва! Сообщает информбюро. В 4 утра без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Брестская крепость не сдалась. Враг будет разбит, победа будет за нами!» Женщины стали рыдать, а мужчины разошлись со словами: только Первую мировую пережили, а тут вторая! – вспоминает Валентина Волынец.

Изображение 11

В 5 утра 28 мая 1943 года в деревню Долгое пришли фашисты. Бомбили самолетами и соседние: Принту, Шведы, Осиновку, Комары, Мамаи… Шли цепью и убивали тех, кто не успел спрятаться. Отбирали скот и увозили в Германию. 

– Фашисты убили моего деда, – говорит Валентина.  –  Шел прятаться. В 20 метрах от леса подорвали. А потом поймали брата отца с женой и у реки расстреляли. Убили в нашей деревне 5 человек. Остальные прятались в лесу. Мы чудом выжили. Прятались на болоте. Что успели из хат взять, то и ели, также питались травой и болотной водой, – рассказывает ветеран.

Наша героиня стала связной – помогала партизанам с медикаментами.

– На Молокова жила женщина. Работала она в аптеке и доставала раненым лекарства. Медикаменты прятали в рукава, потому что по дороге к партизанам останавливали немцы. При обыске – руки вверх и пошли дальше. Носили перекись, бинты и йод.

Изображение 2

Однажды Валентина едва не попала под расстрел.

– Иду к партизанам, а женщина кричит: «Иди сюда, садись полоть!» Я остановилась. А потом оказалось, что рядом немцы шли. Партизаны сидели далеко. К ним мы ходили ночью с передачей аж в Шведы, это больше 20 километров от Вилейки. А когда приходили, партизаны давали кусок хлеба, и мы от усталости падали на «купiну» спать.

Пока Валентина носила партизанам лекарства, ее мама помогала военнопленным, которые бежали из концлагеря в Молодечно.

– Приходили в деревню раненые и избитые. Мама их отпарит, подлечит – и в отряд, – вспоминает Валентина Волынец и направляется в соседнюю комнату за наградами. Их немало. Последнюю, с гордостью говорит ветеран, вручил на днях комиссар из военкомата.

У Валентины Волынец много медалей

Изображение 10

Изображение 5

Изображение 7

Во время войны, продолжает ветеран, на Стахановской в Вилейке был концлагерь с военнопленными евреями. Валентина с другими детьми носила пленным сухари. А в один из дней их увели в Куренец на расстрел.

– Фашисты часто убивали мирных жителей. Изверги были! Однажды гнали людей на расстрел. Один немец сказал еврейкам: если зайдете в куренцкую церковь, не убью. Одна свернула в храм, а вторая пошла на смерть, – вспоминает Валентина Александровна.

Освободили Долгое только в июле 1943 года. В партизанском отряде, говорит ветеран, была рация. Местным сообщили, что солдаты идут освобождать деревню. Тогда, 3 июля, погибли 18 партизан.

После освобождения жители деревни Долгое пришли на пожарище. От родной деревни, вспоминает ветеран, осталось пепелище. Для ночлега местные строили будки, а потом – землянки.

– Ни еды, ни одежды – ничего не было. Однажды дед Парфён принес мешок пареного зерна. Я до сих пор помню его вкус – казалось, что в мире нет ничего вкусней после голода на болоте! – говорит бывшая связная.

Дети и внуки Валентины Александровны

Изображение 3

После войны Валентина Александровна отучилась в Молодечненском учительском университете. Преподавала в сельских школах белорусский язык и литературу. Вырастила двух дочерей и сына.

– В 1952 году я пошла на работу. Оклад учителя был 140 рублей. Высчитывали подоходный, профсоюзные, комсомольские. Оставалось на руки 87 рублей. На них ничего не купить. Зимой во вьюгу в резиновых сапогах ходили. Потом я научилась вязать и шить. Вот так и наряжались, – вспоминает ветеран. – Сейчас вот пришли с Днем Победы поздравлять школьники, а я им и говорю: мир дороже всего. И вспоминаю, как раньше люди последним куском хлеба делились. Сейчас каждый за себя. А ведь были же времена…

Валентина Александровна в первом ряду вторая справа

Изображение 1

Валентина Волынец с мужем

Изображение 4

Сегодня в деревне Долгое чуть больше 30 хат. Местных, говорит председатель Нарочанского сельисполкома Елена Абрамчик, не много. Жилых хат – 15. В основном это дачники. В начале деревни о войне напоминают две могилы. Одна – в память о погибшей во время войны семье, во второй покоится убитый мирный житель.

Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора

Читайте также

Узнали в ГАИ, когда ограничат движение на улицах в Молодечно
В отделе ГАИ Молодечненского РОВД рассказали об ограничении движения в период проведения Рождества и Нового года.
Шестилетняя Вика на подтанцовке и четыре разгрома в пяти играх – 12-й мини-футбольный тур состоялся в Молодечно
Три команды из первой пятерки в таблице открытого чемпионата Молодечно по мини-футболу 22 декабря в 12 туре разгромили своих соперников. Еще два лидера встречались между собой. «Импульс» одержал волевую победу над «Клубом болельщиков ФК «Молодечно» со счетом 4:2.
Дом загорелся у 79-летней бабушки в Ошмянском районе – она растерялась и позвонила дочери
В деревне Загорняты Ошмянского района перед обедом 25 декабря горел жилой дом, в котором живет 79-летняя бабушка. Хозяйка почувствовала запах дыма и позвонила своей дочери.