Жена священника из Вилейки: «Всегда хотелось показать, что матушка – не инопланетянин»
Всегда в платке, юбке до пят и со смирением во взгляде. Такими многим представляются жены священников. Но современная спутница батюшки выглядит иначе.
Наша героиня, жена священнослужителя храма Преподобной Марии Египетской матушка Ксения Власенко растит троих детей, помогает мужу в приходе и работает воспитателем в саду. Мы поговорили с ней о буднях, о семье и о том, почему наша героиня считает, что женщина без мужчины несчастна.
Матушка Ксения работает в саду воспитателем
«Что такое быть матушкой – я не знала»
В яслях-саду №7 Вилейки пахнет обедом. В старшей группе, где работает Ксения Власенко, только закончились занятия. В сентябре воспитанники матушки пойдут в первый класс. Сегодня изучали символы страны.
Матушка Ксения сидит за партой. Рядом – кареглазая Диана рисует яркий пейзаж.
– А это зеленым? – уточняет девочка у матушки. Воспитатель утвердительно кивает девочке и тут же переключается на мальчиков. Те не поделили конструктор. Детский гул не прекращается ни на секунду. Нам непривычно. Матушка в ответ улыбается.
– Обычная обстановка, дети не сидят на месте, но, если слишком шумят, прошу быть тише, – смеется она.
Матушка Ксения родилась в Молодечно, но много лет живет в Вилейке. Росла в обычной семье. Не многодетной. Первое слово о Боге услышала от отца. А бабушка перед сном давала в руки молитвослов.
– О том, что такое быть матушкой – я не знала. И никогда не думала, что стану ею. Пришлось многому учиться, в чем-то проявлять смирение. Понятно, что идеалов нет, но для меня пример мудрой матушки – Мария, супруга отца Симеона (ушедший из жизни настоятель храма протоиерей Симеон Матюх. – Прим. kraj.by). У нее есть, чему учиться.
Познакомилась Ксения со своим будущим супругом в Вилейке. Ей было 16 лет, Дмитрию – 18. Начали встречаться. Дружили до брака 5 лет. Ксения отучилась в училище, Дмитрий – в техникуме. Будущий священник был обычным парнем. Отслужил в армии, до прихода в храм работал заместителем начальника электростанции – ремонтировал телефонные линии. Во время прогулок ходили на вечернюю службу в храм, позже стали участвовать в церковной жизни. К вере пришли в осознанном возрасте. Поженились и поехали в Жировичи.
– Там первый раз помолились – и как будто случилось озарение, – вспоминает наша героиня.
На клирос (в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. – Прим. kraj.by) Дмитрия пригласил отец Симеон. Служить церкви начинал диаконом, а после учебы в семинарии его рукоположили в священники.
– Я дала письменное согласие на то, что готова нести с ним крест. По сути, матушка, как жена военнообязанного – куда не пошлют – туда и едем вместе, – говорит Ксения.
«Без мужчины женщина несчастная»
У Власенко – трое детей. Юлия – студентка витебского медуниверситета, Любовь – шестиклассница, сын Саша ходит в сад.
– Мы стараемся с детства приучать детей к службе, но не навязываем. Учим общаться с людьми, слушать, слышать и понимать другого человека, передаем им духовные знания. Каждое воскресенье ходим в храм. Постить детей не заставляем. Если в пост ребенок захочет котлету, конечно, приготовлю, – улыбается матушка Ксения.
С детьми матушка строга в меру. Как и в любой семье – у Власенко своя дисциплина. В девочках, считает наша героиня, важно воспитать понимание того, что глава семьи – муж. Мальчики должны осознать, кто есть мужчина.
– Как бы женщина не проявляла силу, как бы не ставила себя выше, в духовном плане она слабее. Мы хрупкие и нежные, хоть и несем определенные тяготы. Но при этом супруг должен любить жену так, чтобы она понимала и ощущала, что для него – единственная. По сути, ее истинное предназначение – быть с мужем. Мужчина может без женщины, женщина без мужа – нет. Без мужчины она несчастная, потеряет свой смысл, – замечает матушка Ксения. – Мальчики должны осознавать, кто есть мужчина. Понимать, какой путь он выберет, какой должна быть его семья, потому что глава он и от него зависит будущее семьи и его рода.
«Длинные юбки и платок – стереотип»
Мальчики не поделили игрушки. Матушка Ксения снова в роли рефери. Начинаем разговор о том, как выглядит современная матушка.
– Безусловно, я должна быть примером для прихожан и в поведении, и в одежде. Мне всегда хотелось показать, что матушка – не инопланетянин, она обычная женщина, но выглядящая без излишеств: в меру оголенные части тела, минимум косметики. Длинные юбки, свободные туники и платок в повседневности – это стереотип. Но гардероб матушки не должен привлекать внимания, особенно в храме, – говорит наша героиня.
Матушка Ксения во всем помогает супругу. Молится, чтобы Господь услышал молитву мужа, встречает его дома, создавая атмосферу, куда «хочется приходить».
– Отец Дмитрий устает. Службы – днем и вечером, да и других забот хватает! На исповедь приходят многие, а священнослужитель все тяготы людей пропускает через себя. За одних он грустит, за других радуется. Дома мы много разговариваем, обсуждаем разные темы, слушаем друг друга. Кроме духовной поддержки я участвую в жизни храма. Долгое время готовила просфору для причастия (сейчас это делают в Доме духовного просвещения. – Прим. kraj.by), пою в церковном хоре. По сути, всегда с мужем, но в его тени. В жизни все решения мы принимаем вместе. В быту помогаем друг другу. Многое тоже делаем вместе. Если нужно, отец Дмитрий приготовит обед, помоет пол, сходит в магазин и вынесет мусор. У нас нет разделения на «это твое, а это – мое». Никогда не возникало проблем вокруг обыкновенных бытовых вопросов, хотя во многих семьях именно из-за них случаются ссоры. И здесь важно понять, что даже готовка и уборка – это взаимодействие, возможность наслаждаться друг другом и это должно быть выстроено и определено еще на старте семьи, – считает Ксения Власенко.
«В отличие от взрослых дети – чистые души и пример всеобщей любви»
– С детьми я работаю много лет. Недавно окончила педуниверситет имени Танка, стала воспитателем, хотя сразу сомневалась, стоит ли мне учиться. Отец Симеон благословил на учебу. А начинала я с училища – отучилась на продавца, потом стала заведующей магазином. Потом окончила техникум по специальности бухгалтер. Но понимала, что в семье меня не будет, поэтому решила уйти из сферы. Работа с детьми оказалась ближе. Первый опыт – кружок рукоделия в центре дополнительного образования. Педобразования у меня еще не было, поэтому должность пришлось оставить. Позже отучилась в университете и не пожалела. В саду работаю почти три года. Мне нравится! В отличие от взрослых дети – чистые души и пример всеобщей любви! Дома я – мама, здесь – воспитатель.
В работе на первом месте – дисциплина, после – деятельность воспитателя как наставника, говорит матушка.
– Для меня как воспитателя очень важно научить детей жить в обществе. Мне бы хотелось, чтобы они не терялись, не замыкались и научились жить в коллективе, – уточняет наша героиня.
Работать матушкам, говорит Ксения, не запрещается, по крайней мере, в уставе церкви такое не прописано.
– Я не первая матушка в Вилейке, которая работает. Еще одна матушка в свое время трудилась на «Зените». Я бы не смогла сидеть дома. Не хочется быть содержанкой. В моей семье всегда все работали. Возможно, желание трудиться заложено с детства, хотя и дома дел хватает, – откровенничает матушка.
На работе и в жизни многие обращаются к ней по имени и отчеству – Оксана Станиславовна. В церкви она – матушка.
– Я совершенно спокойно реагирую на то, как ко мне обращаются: «Оксана» или «матушка». Как удобно человеку, так и говорит. Он ведь может не знать, что я жена священника, требовать это и поправлять я никогда не стану. Правильная ли моя позиция, не задумывалась, а вот соответствую ли я статусу матушки с духовной стороны – мысли посещают. Думаю, каждый из нас задумывался хоть однажды, так ли он живет. Матушка – это воплощение заботы, доброты, доброжелательности к людям. Мы открыты, матушка – духовная миссия, а в жизни – обыкновенная женщина со своими тяготами. Все у нас, как у всех – и беды, и болезни. Думаю, мое становление как матушки продолжается до сих пор и, возможно, будет продолжаться всю жизнь, – говорит Ксения. – Быть женой священника, конечно, непросто. Фактически, матушки живут одной стороной жизни. И это тоже своего рода работа. Где тяжелее? Наверное, в саду. Мне доверяют самое дорогое – детей.
Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора