«Тут такое творится, слов нет!». Как живут люди на улице в Вилейке, которая отрезана от города мостом и речкой
Признаться, до недавнего времени мы думали, что Ставки – обыкновенная деревня в пригороде. Или «медвежий угол» – бывшая деревня, ставшая городским микрорайоном, что характерно для Вилейки. А оказалось, что Ставки – городская улица, правда, необычная.
Погуляли по улице на отшибе и спросили у местных, как им живется – вроде, в городе, а, вроде, и нет.
Называли это место Малюнами
В отличие от других вилейских улиц, логичных, пересекающихся или параллельных, но понятных обывателю, улица Ставки как будто отрезана от Вилейки. Тихая улочка находится среди леса, ее «отгородили» от цивилизации самым длинным в районе мостом и рекой Вилией. Отсюда до Центральной площади Вилейки – четыре километра. Вдоль реки стоят сплошные ряды частных домов, окруженные лесом.
Подъезжая к Ставкам хоть со стороны Вилейки, хоть из Молодечно, взгляд упирается в местную достопримечательность – многометровую бетонную стелу с гнездом аистов. Может, поэтому люди так долго и принимали Ставки за деревню, называя ее почему-то Малюнами.
Примечательно, что в дорожном хозяйстве мост значится на «Подъезде к городу Вилейка» на трассе Р28, а Пригородное лесничество уже стоит на улице Ставки.
Историк: «Ставки значились как населенный пункт Бояры»
В документальной хронике городов и районов Беларуси написано, что с конца 18 века в Ставках селились бояре. Это военные, которым за выслугу лет во времена Российской Империи выделили лучшие земли.
– По первой переписи населения вилейского двора в 1789 году нынешние Ставки значились как населенный пункт Бояры. Но в те времена как такового определения «населенный пункт» не было. Скорее, это было место, которое входило в состав вилейского двора. Таким образом, возникло поселение, в котором жил боярин Иосиф Ставский. В честь него и появилось название – Ставки, – делится научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова.
По словам историков, есть еще одна примечательная деталь: на картах Вилейки при Польше значится не деревня и не поселок, а – застенок Ставский (то есть расположенный за городом, за стеной – прим.авт.), с 16 домами и 84 жильцами. Со временем у названия «подрезали» суффикс.
На тихой улице совсем не тихо: «Тут без «въехали» не бывает!»
Когда спрашиваем у местных, где они живут, люди пожимают плечами: не то в Вилейке, не то «на отшибе» и рассказывают, что лет 20 назад Ставки жили по-деревенски: в каждом дворе была корова, держали коз и свиней, «а потом скотину посбывали». Сейчас из хозяйства у местных – куры, коты да собаки. Живут, как в городе, обустроив в домах блага. Заговаривая о жизни в Ставках, местные нахваливают магазин, «в котором есть даже халат, ночнушка и тапки» и говорят, что любят свою улицу, где «до леса рукой подать».
Вдоль частных домов вьется широкая дорога с хорошим асфальтом, но чуть свернуть в сторону – как иронизируют местные, «Бог оступился»: хороший асфальт «продырявился», а на появившихся со временем узких переулках его и вовсе нет.
– У нас тут предприниматель живет, так до его дома асфальт ровный, а дальше, в сторону кладбища, – можно без ботинок остаться, – жители улицы сетуют, что дорогу им разбивают в том числе и туристы, которые в поисках живописных мест на водохранилище насквозь проезжают Ставки.
Городской автобус ходит в Ставки по «суровому» расписанию – шесть раз в день. Причем с 13.46 следующий раз можно уехать в центр только через три часа. Или прогуляться пешком. Местные говорят, что преодолевают 200-метровый мост над рекой до поликлиники «минут за 30». Много это или мало, судить не нам.
Во дворе орудует граблями местная жительница Оксана. 15 лет назад коренная минчанка продала квартиру и поселилась на лоне природы под Вилейкой. Женщина никогда не слышала, что на ее улице жили бояре, и эмоционально делится, как однажды выкопала в огороде две огромные подковы «может, от боярских коней».
Но, вдохновившись нашими рассказами, вдруг заговаривает о буднях. Женщину волнует, что перед ее домом «носятся» машины.
– Я уже сама хотела куда-нибудь обращаться! – сетует Оксана. – По улице постоянно носятся машины. Котов сбивают. Почему здесь до сих пор нет ни искусственных неровностей, ни знака, который бы ограничивал скорость? – говорит женщина. По ее словам, в прошлом году машина въехала в соседский огород, а половину ее забора квадроцикл снес.
– Тут такое творится, нет слов! Мой забор постоянно «таранят»: то грузовик, то потом легковушка, то таксисты. Тут без «въехали» не бывает! Они ж несутся, как угорелые. Я уже с соседями говорила. Люди поддерживают, что здесь (возле магазина-прим.авт.) обязательно нужны искусственные неровности.
Почему Ставки – это Малюны, найти ответ мы так и не смогли, хоть и спрашивали у местных. Старейшая жительница улицы Нина Бохан, 95-летняя бабушка, говорит, что, название Малюны появилось от небольшой и шумной речушки, которая течет на улице Ставки и которую «всю жизнь называли Малюнкой», хотя официальное ее название – Беловоротица.
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора