Помощник вилейского прокурора Наталья Стреж: «Рецидивист со стажем сказал, что такому обвинителю, как я, врать нельзя»
Принципиальный государственный обвинитель в суде, а за его пределами – девушка, которая любит цветы, комплименты, шопинг и новые платья.
Это – помощник прокурора Вилейского района Наталья Стреж.
Накануне 8 Марта мы поговорили с Натальей о том, тяжело ли обвинять, решая судьбы людей, которые находятся на скамье подсудимых, станет ли работник прокуратуры Наталья Иосифовна Стреж когда-нибудь адвокатом, и почему девушке Наташе лучше не дарить на женский праздник сковородки и кастрюли.
«Как любая девушка, я бываю капризной и вредной»
– Наталья, вы ведь коренная вилейчанка? Заканчивали вилейскую школу и вернулись работать в родной город после университета?
– Да, я вилейчанка. В этом городе живут мои родители. Здесь в 2008 году я окончила среднюю школу №5. Сразу после школы поступила в Полоцкий государственный университет на юридический факультет. И в 2014 году пришла работать в прокуратуру родного города. Теперь в Вилейке мы живем с мужем. Его зовут Юрий. Он милиционер-водитель группы задержания в отделе Департамента охраны.
После окончания университета Наталья вернулась работать в родной город
– Откуда взялась тяга к юриспруденции? Когда решили стать юристом?
– Решение пришло еще в школе, но не сразу. Я училась в гуманитарном классе. Очень любила читать. Вела разные школьные концерты и даже городские мероприятия. Поэтому сначала хотела стать журналистом. Желание поступать на юридический факультет возникло в девятом классе. Вдруг захотелось знать все законы и разбираться в них. Я целенаправленно шла к своей цели. В итоге мечта осуществилась. Очень благодарна школьным учителям, которые, привлекая меня к мероприятиям с большим количеством людей, научили уверенно себя чувствовать перед аудиторией. Ведь работник прокуратуры – профессия публичная.
– Но юрист, наверное, больше мужская профессия. А вы все-таки девушка. Не мешало ли это учиться и не мешает ли работать сейчас?
– У нас в университете на потоке, между прочим, было больше девушек, чем парней. Это сейчас, выполняя должностные обязанности, чаще общаюсь с мужчинами. И в прокуратуре мужской коллектив. Но меня не обижают. Поддерживают, помогают. Большой вопрос: кому с кем труднее приходится. Думаю, все-таки коллегам-мужчинам со мной. Как любая девушка, я бываю и вредной, и капризной.
«Я не имею права не разобраться в деле, в котором участвую как государственный обвинитель»
– Закончив юридический факультет, не обязательно было идти в прокуратуру. Можно было стать адвокатом или юристом на каком-нибудь предприятии. Почему выбрали прокуратуру?
– О том, что буду работать именно в прокуратуре, я решила еще в университете. К нам ведь тогда приходили представители разных структур, приглашая к себе. Но практику я постоянно проходила именно в прокуратуре и твердо знала, что вернусь сюда после учебы. А если я что-то решила, я это сделаю. Никогда не меняю своих решений, чего бы это ни стоило. Университет окончила в 2013 году. Год была в резерве, не устраивалась на другую работу, хотя предложения были. Меня поддерживали родители и муж, за что им большое спасибо. Но своего часа я дождалась. Да у меня и специализация полностью соответствует моей должности – судебно-прокурорско-следственная деятельность.
– Какие обязанности выполняет помощник прокурора?
– Ну, во-первых, я поддерживаю государственное обвинение в суде по уголовным делам и высказываю свое мнение в гражданских процессах. В обязанности входит осуществление надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным и гражданским делам. Провожу личные приемы граждан. Рассматриваю обращения граждан. Еще одна обязанность – взаимодействие со средствами массовой информации. Вот, как видите, исполняю. С вами общаемся.
– Обвинять трудно?
– Нелегко. Со стороны может показаться: ну чем эта девушка занята? Ходит туда-сюда от прокуратуры до суда. Там посидит, предложит судье посадить кого-нибудь на 5 лет и пошла себе домой. На самом деле все гораздо сложнее. Я не имею права не разобраться в деле, в котором участвую как государственный обвинитель. До судебного процесса мне нужно досконально изучить личность обвиняемого, мотивы, которые заставили его совершить преступление. А в суде установить все обстоятельства, имеющие отношение к делу.
– И что, каждый процесс проходит не по шаблону? Всякий раз есть какие-то свои особенности?
– Вы поймите, что в каждом деле все индивидуально. Одна ситуация, когда рассматриваем преступление, которое совершил злодей с 13-14-ю судимостями. Совсем другая история – преступление, совершенное по неосторожности. ДТП, например. Особенно сложные дела, когда совершено преступление со смертельным исходом. Там всегда тяжелая атмосфера. Нервничает и обвиняемый, и очень остро реагируют представители потерпевшего.
«Я руководствуюсь законом, а не личными амбициями»
– Наталья Стреж строгий или мягкий обвинитель?
– Наверное, больше строгий. Во всяком случае, многие так считают. Но вряд ли вообще можно ставить такой вопрос. Ведь я поддерживаю не свое личное обвинение, а государственное. И предлагая суду избрать меру наказания, я руководствуюсь законом, а не какими-то личными амбициями. Конечно, даже по одной статье перечень наказания может быть разным. Но, чтобы наказание было справедливым, суд учитывает все обстоятельства – поведение обвиняемого до и после преступления, раскаивается ли он, возместил ли причиненный ущерб. Никто не говорит, что наказание обязательно должно быть строгим. В первую очередь, наша цель – исправление обвиняемых. Хотя, их родственники часто высказывают упреки и обиды судье, работнику прокуратуры. Но никто не винит себя.
– Помните первый свой процесс? Волновалась ли государственный обвинитель Наталья Стреж?
– Конечно, большая разница в том, когда ты поддержала обвинение в пяти процессах, и когда – в ста пятидесяти. С опытом приходит уверенность, исчезает волнение, тверже становится характер. Но судебная практика постоянно меняется. И какой бы опыт не был у тебя за спиной, чтобы всегда быть уверенной в своих силах, нужно тщательно готовится к каждому процессу.
– Влияет ли личное настроение, какие-то собственные проблемы государственного обвинителя на его работу в судебном заседании?
– Государственный обвинитель – такой же живой человек, как и все. Но собственные эмоции он должен оставлять дома. Если уж пришел в процесс, забудь про свои проблемы, болезни. Относись к работе ответственно и объективно. Более того, нужно быть готовым, что другие участники процесса приходят в суд озлобленными. И иногда мне приходится справляться не только со своими эмоциями, но и стараться как-то совладать с негативом других людей, стараться понизить их эмоциональный фон.
– Наталья, вы – молодая, привлекательная девушка. Не мешает ли это в работе? Не было ли случаев, когда обвиняемый относился к вам с недоверием или иронией, сомневаясь в вашей компетентности?
– Обвиняемых с недоверием или иронией не припомню. А вот с симпатией – был один. Рецидивист со стажем, у которого за плечами 20 судимостей, как-то сказал: «Государственному обвинителю буду говорить только правду. Не смогу соврать такой девушке».
– Бывали случаи, когда вы испытывали симпатию к обвиняемому?
– Симпатию? Знаете, у меня как-то мысли никогда не возникало смотреть на обвиняемого с симпатией. Бывают положительные моменты, когда жалко человека, если он искренне раскаивается, просит прощения, а иногда даже плачет в суде. Но вряд ли это можно назвать симпатией. Скорее, ощущение того, что я смогла донести до него: ты встал не на тот путь. Приятные эмоции вызывают случаи, когда маме возвращают детей, ранее лишив ее родительских прав. Значит, человек справился со своей бедой, вернулся к нормальной жизни, и его восстановили в родительских правах. Я иду домой, вижу, как эти родители во дворе играют со своими детьми, и радуюсь за них.
«Насильники ни в коем случае не заслуживают снисхождения»
– Какие преступления вы никогда не простите и уверены, что люди, совершившие их, ни в коем случае не заслуживают снисхождения?
– Тяжело сказать однозначно. Каждый случай всегда нужно рассматривать индивидуально. Если в целом, то, пожалуй, это изнасилование. В своей практике я дважды поддерживала обвинение по таким преступлениям. В том числе, когда потерпевшая была несовершеннолетней. Вот там речь о снисхождении к преступникам не шла.
– Какое максимальное наказание в своей практике просила у суда для обвиняемого Наталья Стреж?
– 13 лет лишения свободы. Кстати, по делу об изнасиловании.
– Никогда не хотелось бросить обвинять и пойти защищать людей, стать адвокатом?
– Даже мысль такая в голову не приходила. И вряд ли придет. Я люблю свою работу, хотя она и забирает уйму времени. С адвокатами общаюсь, но исключительно в процессуальных рамках. В основном это мои бывшие однокурсники по университету. Делимся опытом.
«Сковородку в качестве подарка не оценю. А вот абонемент в SPA-салон приму с удовольствием»
– Как муж относится к вашему выбору профессии и к тому, что иногда приходится задерживаться на работе?
– Муж меня понимает, потому что он сам – сотрудник правоохранительных органов. Это, кстати, хорошо. Другой, наверное, не понимал бы, не зная специфики нашей работы.
– У Натальи Стреж есть какие-то сугубо личные увлечения?
– У меня обыкновенные женские радости и увлечения. Люблю внимание, цветы и комплименты. Люблю налить себе кофе и слушать музыку. Это помогает забыть о работе, о трудностях и переживаниях, связанных с ней. Люблю с подружкой поболтать о женских секретах. Люблю поговорить с мамой. Вспомнить вместе с ней мое детство. Колоссальное удовольствие получаю, покупая новое платье или новую помаду. Люблю ездить в Минск на шопинг. Что мне еще любить? Я же девочка.
– Какой подарок муж сделает на 8 Марта?
– Утром обязательно принесет букет цветов. Что еще подарит – не знаю. Наверное, то, о чем я в последнее время часто говорю. Некоторые девушки и женщины любят, когда им дарят какие-то вещи для дома. Это точно не для меня. Сковородку или кастрюлю в качестве подарка не оценю. А вот абонемент в SPA-салон или новое платье приму с удовольствием.
– Что пожелаете женщинам в праздник 8 Марта?
– Я желаю дорогим женщинам только положительных эмоций, бескрайнего счастья и крепкого здоровья. Пусть каждый новый день будет наполнен улыбками, восхищением, любовью, заботой и радостью. И пусть начало весны станет началом чего-то очень желанного и прекрасного в вашей жизни.
Сергей ЗЕНЬКО
Фотографии предоставлены kraj.by Натальей СТРЕЖ