«Одни хвалили, другие посмеивались». История вилейчанина, который больше года находится в декрете вместо жены
Николай Дурейко – молодой папа в декретном. У него четверо детей. «Был нестабильный заработок, поэтому решили, что младшим сыном посижу я», – говорит Николай.
Пока старшие дети в школе и детском саду, Николай ловко справляется с младшим сыном Ваней, убирается в доме, готовит борщи и дает выспаться жене Наталье, когда та возвращается с рабочих суток.
«Колька у меня как заправский нянь, даже друзья удивлялись»
Наташа и Николай Дурейко вместе почти 19 лет. Женились молодыми, а потом «год за годом – и пошла жизнь». За это время у супругов родились четверо детей. Сейчас старшему Коле – 12 лет, среднему Егору – 10, дочке Насте – 4 года, а самому младшему сыну Ване – 1 год и 9 месяцев.
Семья Дурейко
Семья живет в пятиэтажной новостройке. На пороге уютной двушки меня встречают дети Натальи и Николая, улыбаются и почти хором здороваются. Многодетная мама готовит чай, а глава семьи ловко орудует сковородкой: жарит Ване яичницу.
Николай в декретном больше года, ушел, по его словам, когда Ванька только начинал ползать. До рождения младшего сына глава семьи много лет работал в лесной отрасли у частника. Начинал с обрубщика сучьев и дорос до мастера лесосеки.
– Зарабатывал я хорошо, и на развлечения семьей, и на вкусную еду хватало. Но в последнее время стало тяжелее. Я постоянно был в разъездах, случалось, что и месяц дома нету, а Наташа оставалась одна с тремя детьми, – рассказывает Николай и угощает меня чаем.
Со временем, продолжает глава семьи, появились сложности на работе: зарплату, которая не росла, периодически задерживали. Случалось, что отдавали частями.
– А у меня четвертый сын родился! В долги влезать не хотелось. Сначала думали оставить с Ванькой бабушку. Но она уже в возрасте, а с четырьмя детьми справляться – задача не из простых. Оставался один вариант – отправить в декретный меня, – смеется он и усаживает младшего на колени.
Николай с младшим сыном Ваней сейчас находится в декретном отпуске
Жена Николая Наташа работает санитаркой в реанимации Минской областной клинической больницы. Из семи дней недели двое суток она проводит на работе.
– По местным меркам, я зарабатываю неплохо, – поддерживает разговор Наташа. – Последние три месяца приносила по 700 рублей. Когда первый раз вышла на работу, волнение по поводу того, что с Ванькой не я, не давало покоя. Я названивала Коле, спрашивала, как Ваня поспал, как поел. Но, когда приехала домой, поняла, что все напрасно: еда приготовлена, дети аккуратные, в доме – порядок, – гордо рассказывает многодетная мама.
– Колька у меня как заправский нянь, даже друзья удивлялись, что меня дома нет, детей четверо, а в доме чистота и порядок. Когда приезжаю с суток, он отправляет меня на кухню поесть, потом забирает детей на прогулку или в другую комнату, чтобы я поспала. Я отсыпаюсь – и вот перед детьми отдохнувшая и улыбающаяся мама, – отмечает Наташа.
Поначалу Наталья переживала, справится ли муж с домашними обязанностями
«Одни хвалили, другие посмеивались»
Николай рассказывает, что на его уход в декретный отпуск друзья и знакомые отреагировали по-разному. Одни хвалили, а другие посмеивались, считая не мужским занятием.
– Встретил как-то товарища. А он и говорит, мол, это ж надо, нашел занятие – с детьми сидеть! А сам и с двумя своими остаться не может! Многим кажется, что труд мамы, которая ухаживает за ребенком, сводится к беспорядочному лежанию на диване и сну. Если бы так! На работе человек трудится по графику, обычно с 8.00 до 17.00. Вопреки всем стереотипам, в декретном «рабочий» день заканчивается лишь тогда, когда засыпают дети. А сколько раз приходится не поспать ночью! – смеется Николай.
На детских площадках молодой папа чувствует себя комфортно, а вот живого общения частенько не хватает.
– Выйду в песочницу с Ванькой, а там одни мамы, я с ними в разговоры не вступаю, – признается Николай.
«В декретном часто одолевает тоска из-за однообразия»
Обычный день папы в декретном начинается в 4-5 утра с кухни. Николай встает рано, чтобы приготовить завтрак и обед, пока дети спят. Потом старшие сыновья уходят в школу, а Настя в детский сад.
– Если старшие дети утром не шумят, Ванька может проспать и до 10 утра! На завтрак у нас каша, яичница или бутерброды. Пельмени я варю редко. В готовке не ищу легких путей. Люблю варить борщи, запекаю пиццу и даже ставлю закатки. Когда просыпается Ванька, все, что запланировано, не всегда получается – хочешь не хочешь, но надо подстраиваться под интересы малыша. Если он вдруг проснулся в плохом настроении, все время уходит на развлечения, чтобы не плакал. Поэтому все домашние дела стараюсь делать, пока сын спит, – продолжает Николай.
Все домашние дела Николай делает, пока Ваня спит
А потом весь день занимают заботы с младшим сыном: покормить, поиграть, снова покормить, снова поиграть, собрать несколько раз игрушки, которые Ваня разносит по всему дому, днем уложить спать, снова покормить. И сложность декретного, говорит Николай, вовсе не в заботах.
– В декретном часто одолевает тоска из-за однообразия. Каждый день, как под копирку. Я по жизни не люблю просиживать время впустую, то на рыбалку, то на дачу. А тут приходится днями находиться дома, – объясняет глава семьи.
«Кричать и тем более бить детей – не мой метод»
Наш разговор прерывает плач Насти. Старшие дети что-то не поделили. Расстроенная девочка приходит на кухню и просит папу разобраться в споре.
– Коля и Егор не обижают младших, но ссорятся. Бывает и такое. Неудивительно, возраст же разный! Разведу по комнатам, поговорю с каждым! – делится опытом в воспитании Николай.
Многодетный отец признается: папа он требовательный, но спокойный.
– Кричать и тем более бить детей – не мой метод. Я не штудирую пособия по психологии и педагогике, действую интуитивно, стараюсь понять каждого, предпочитаю разговаривать, указывать на ошибки, рассказывать, почему так делать плохо.
Если старшим можно что-то объяснить, то с маленькими детьми, как Ваня, важно понять, что капризы ребенка – это банальные просьбы и беспокойство, считает Николай.
– Он ведь может попросту просить еду, пить, или его могут беспокоить зубы. Главное, понять, чего хочет ребенок. Вообще быть родителями трудно: одному 2 года, второму – 12. И всем нужны внимание и любовь, всех нужно понять и поддержать, – откровенничает напоследок Николай.
Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора