«Наши страхи ходят за спиной». Пожарные Вилейского РОЧС о тяжелых буднях, авариях и спасенных котах
Они умеют собираться на пожар за 50 секунд, открывать двери без взлома и не боятся огня.
О тяжелых буднях, страхах и спасенных котиках kraj.by поговорил со старшим пожарным и командиром ПАСЧ №1 Вилейки Виталием Максимовым и Вадимом Кевличем, отдавшим службе в РОЧС больше 20 лет.
«Если человек выпил и взял в кровать сигарету, считайте, он сам себя убил»
После того, как на 101 поступил сигнал о ЧП, у пожарных есть считанные секунды на сборы, чтобы выехать на спасение человека.
Кевлич:
– На сборы у нас 50 секунд, это наш спортивный норматив. На пожар идут три машины – две боевые и «лестница». Сигналы в РОЧС поступают по-разному, и все зависит от оперативности людей. Если нам сообщили, что крыша горит открытым пламенем, шансы ее сохранить малы, и дальше пожарные работают на то, чтобы не допустить распространение огня. Старший в подразделении – начальник караула. Он решает, какие силы и средства брать на тушение. Он же проводит разведку. Наличие людей в доме – это первое. Тушение, ликвидация и последствия аварии – вторично.
Вадим Кевлич
– Шансы выбраться из горящего дома, пока едут спасатели, у человека есть?
Максимов:
– Спасти человека обычный прохожий может только на первых минутах возникновения пожара. Если пламя распространилось и из окон дома идет дым, без спецсредств простой человек туда просто не войдет.
Если пострадавший был пьян до бессознательного состояния, как правило, мы находим его у двери или возле окна, или в кровати в том положении, в котором он уснул до возгорания. Спасатели проводят много профилактики, предупреждают о последствиях, но когда человек, будучи предупрежденным, все равно выпил, взял в кровати сигарету – считайте, что он сам себя убил.
Виталий Максимов
Кевлич:
– Страшно, когда из-за недосмотра взрослых погибают дети. К этому никогда нельзя привыкнуть. Лет 10 назад у нас была трагедия: женщина ушла на работу на ферму и закрыла дом. В проводке случилось короткое замыкание. Телевизор закоротило – и пожар. Дом был заперт, поэтому ребенок не смог выйти.
Максимов:
– Самое неприятное воспоминание за мою службу – гибель мальчика двух с половиной лет. Задохнулся угарным газом. Под окошком лежал, хотел спастись.
Комната отдыха, но спасатели говорят, что отдыхать почти не приходится
Самая частая причина пожара, говорят спасатели, – курение в постели: человек выпил, закурил в доме – и погиб. Как правило, человека убивает не огонь, а угарный газ. Вещество действует незаметно и приводит к летальному исходу.
Максимов:
– В Маковье горел дом, я внутри – заскочил через окно. Казалось, что по матрасу хожу, вокруг дым непроглядный, а я, оказывается, по человеку топчусь. Обошел вокруг, на кровати никого, возле шкафа никого. Голову наклоняю, смотрю вниз – глаза открыты! Я ему: «Спасаться будем?» А он, бедный, в обморок упал. Скорее всего, от дыма. На улице уже очухался.
«Вместо благодарности чаще критикуют»
– А часто ли благодарят за спасенную жизнь или вовремя потушенный дом?
Максимов:
– Меня благодарят чаще, потому что в основном я езжу открывать захлопнутые двери (смеется).
Кевлич:
– Наоборот, вместо благодарности критикуют: не туда льем, ехали долго и так далее. Часто негодуют соседи под горящей квартирой. Во время тушения им, конечно, достается – заливаем. Некоторым приходится тазы менять по два-три раза. Как-то на Толстого ЧП произошло. Соседи увидели, что в квартире сильное задымление. Приезжаем. Хозяйка – молодая девушка. Покурила в туалете, выбросила окурок в урну, а сама пошла в комнату. Прилегла и уснула. Мусорница загорелась, а от нее начал гореть сайдинг в туалете. Девушка была выпившая. Когда мы ее на руках выносили, она еще сообразить не могла, что произошло. А дыма было столько, что приедь мы на 2-3 минуты позже – задохнулась бы. Не поблагодарила. Обычно благодарят, когда уже все закончится. Чаще – за имущество, которое удалось сохранить.
Стол для тенниса, в этом же помещении проходят рабочие совещания
– Часто вам приходится слышать плохие новости, но, может, случается в вашей работе и что-то веселое?
Кевлич:
– В Кривом Селе одной зимой как-то выдалось много пожаров. И вот снова сообщение о горении. Приезжаем, видим, горит на крыше конек, в доме – тень человека и красный оттенок горения. Коллеги обесточивают дом, а я в это время бью в доме окно, чтобы залезть внутрь. И тут горение пропадает. Говорю хозяину: «Иди сюда!» Входная дверь резко открывается – и фигура направляется в лес. Оказывается, в доме были красные шторы, а человек не знал, что горит конек. В доме ни запаха, ни дыма. Конек потушили, смотрю, мужчина ходит недалеко от дома. Я спрашиваю, где хозяин. Отвечает, что он. Уточняю, где бродит. Говорит, только из леса пришел и добавляет: «А что мне делать? У меня тухнет свет, бьют окно, и кричат: «Иди сюда!» Я выскочил из дома – и бегом в лес. Потом, как увидел, что машина с маяками – вернулся обратно.
Максимов:
– В Кривом Селе бабушка пошла за дровами во двор, а внук взял и запер изнутри дверь. На улице март месяц. Двери в доме бронированные, окна – стеклопакеты. Внуку 3 года. Ну, что ему объяснишь? Бабушка, бедная, замерзла и вызвала спасателей. Ломать дверь жалко, поэтому решили забраться через окно. Заходим – а «богатырь» сидит себе на горшке, за это время двери во всех комнатах закрыл.
«В первую очередь при ДТП спасатель должен быть психологом»
Кевлич:
– Погибшие в аварии – картина в разы жестче, чем сгоревшие люди на пожаре. Осознание того, что человек минуту назад был живой, а тут лежит раздробленный и его уже не спасут – это жутко. В первую очередь при ДТП спасатель должен быть психологом. Когда ты видишь, что уже не поможешь человеку, а родственники, которые находились с ним в машине, в панике, ситуацию нужно брать в свои руки. «Разрулить» панику трудно, самое сложное – убедить людей, что нужно успокоиться и прекратить эмоции.
Обычно спасатели помогают с деблокировкой пострадавших. Для этого используются специальные домкраты, гидравлические цепи и ножницы на 750 атмосфер, которые создают давление, способное перекусить и стойку авто, и крышу.
Учебный кабинет
«Вы хоть раз видели скелет кота на дереве?»
– Вы часто спасаете животных?
Максимов:
– Однажды снимали кота с дерева в Малюнах. Хозяйка жутко распереживалась. Говорила, кот две недели сидел на дереве. Высота – в 4 этажа. Нам чуть хватило лестницы. Дальше за котом спасатель лез по сучьям.
Кевлич:
– Когда нам звонят и просят спасти кота, хочется спросить: «Вы хоть раз видели скелет кота на дереве?» (смеется). Конечно, нет, потому что кот сам в состоянии слезть. Захочет есть – слезет! Люди звонят, но никто не задумывается, что в тот момент, когда они отвлекают спасателей на котиков, кому-то действительно нужна помощь.
Максимов:
– Был у меня три года назад курьез один – спас собаку в подвале. А потом позвонил следователь и сказал, что дело собирается завести. Собака застряла в бывшей вентиляционной системе. Сейчас они заложены, а жильцы дома соорудили там себе подвалы. Собака выла под балконом две недели, и люди не могли понять, откуда. Животное почувствовало тепло, выгрызло пену, забралось в эту вентшахту и застряло. Я втолкнул собаку обратно. Потом аккуратно открыл подвал, выпустил и закрыл. Отчитался по 101, что животное освобождено, и на этом все. Спустя месяц хозяева пошли в подвал, а велосипеда на стене нет. Получилось, что кто-то тем же способом залез в этот подвал и украл велосипед. А крайний остался я. Но, к счастью, все разрешилось, свидетели были, как я подвал открыл и закрыл.
В Вилейском РОЧС есть свой тренажерный зал. Спасатели говорят, нужно держать себя в хорошей форме, в этом помогает спорт
Кроме спасения людей на пожарах и освобождения из собственных квартир из-за захлопнутых дверей, спасатели отбивают людей от ос и шершней. Самый напряженный период – август и сентябрь.
Кевлич и Максимов:
– Каждый год выезжаем снимать коконы и уничтожать насекомых. Гнезда обычно находим на чердаке, между потолками в жилом доме. Они выгрызают в ДСП дыру и влетают в дом. В борьбе с осами используем дихлофос. Самый большой кокон на нашей памяти – метровый. Обычно такие обустраивают на чердаках и в сараях. Опасность нашествия ос и шершней в том, что укус насекомых может привести к летальному исходу. Был случай, когда шершни ночью с потолка начали падать на ребенка, сыпались в детскую кроватку. Когда я приехал, в кроватке было около 10 голов. Причем одна из самых больших – 4 см в длину.
А это мини-кухня. Здесь есть микроволновка, холодильник, посуда. Здесь спасатели завтракают, обедают и ужинают
«Наши страхи ходят за спиной»
– У пожарных есть свои суеверия?
Кевлич и Максимов:
– Иногда смеемся, что пожара надо ждать, если кто-то пришел на работу в постиранной форме, или если нам пожелают мокрых рукавов. Но в приметы мы не верим.
– Чего боятся спасатели?
Кевлич и Максимов:
– Мы просто делаем свою работу. Потом только мысль приходит: «Стоял баллон газовый рядом, а если бы рванул?» Но осознаешь это позже. А до этого – вперед и все. Наши страхи ходят за спиной.
Юлия ЛАХВИЧ
Фотографии автора