«Работаю как пчела». Вилейчанка делает уникальные восковые свечи и продает их в Канаду, Германию и Англию
За полтора года у себя на кухне Ольга Буславская сделала больше 500 свечей. Ее работы есть в разных уголках мира от Канады до Великобритании.
Работая в госучреждении, вилейчанка и подумать не могла, что будет заниматься подобным ремеслом. Собиралась работать до пенсии. Но жизнь распорядилась иначе.
В интервью Кraj.by Ольга Буславская рассказала, как экономист по образованию стала лить свечи из пчелиного воска, делать мыло с медом и моновазы из гипса.
«Первая свеча вышла неуклюжая»
Ольга Буславская 16 лет отдала социальной сфере. Покинув место работы, еще месяц отдыхала и наслаждалась жизнью. Но вскоре, трудоголик по натуре, вилейчанка стала искать чем заняться.
— Я открыла свое дело по принципу: делай то, что хочешь из того, что можешь, там, где ты есть. Хотела работать именно с пчелиным воском: с тем, что остается у меня на пасеке, — объясняет наша героиня. - В нашем доме всегда пахло воском. Его медовый аромат с детства привлекал мое внимание.
Воска на семейной пасеке у Буславских всегда было в достатке. Ольга собрала скопившуюся вощину и стала делать первые свечи. Результатом женщина осталась недовольна. Будучи новичком, она не знала многих нюансов. Но сдаваться не собиралась.
— Первая свеча вышла неуклюжая, странная и горела не так, как надо. Я ведь ничего не знала о свечах из натурального воска. Да и не пользовалась ими никогда. При этом была уверена, что у меня получится в любом случае, — вспоминает Ольга Буславская.
По словам собеседницы, полтора года назад полезной информации о том, как делать свечи именно из пчелиного воска, в открытом доступе она не нашла. Платить за курсы свечеварения из соевого воска и парафина вилейчанка не была готова. В итоге Ольга всему училась самостоятельно методом проб и ошибок.
— Залила свечу, поставила толстый фитиль и смотрю: быстро сгорает, подкапчивает, течет. Беру другой фитилек, тонкий. Вставляю, а получается кратер, свеча захлебывается воском, — рассказывает Ольга Буславская о первых шага в ремесле. — Теперь, если у меня люди что-то спрашивают, я всегда с удовольствием делюсь информацией.
Мануфактура дома на кухне
Семейная двухкомнатная квартира стала для Ольги мастерской. Для удобства она разделила ее на зоны. На кухне возле газовой плиты — «производство». В зале — уголок упаковки продукта, рядом небольшой уголок для фотостудии. Тут же импровизированный шоу-рум.
Литье свечей из натурального воска процесс трудоемкий. Воск нужно сначала добыть из ульев, вытопить, нарубить, еще раз перетопить, профильтровать, залить формы, а затем подождать, чтобы это все застыло. Некоторые свечи, прежде чем достать из формы, нужно заморозить на сутки. Больше пяти штук за раз не сделаешь.
«Могу встать в пижаме и пойти делать новую свечу»
При всем при этом Ольга Буславская постоянно развивается и ищет вдохновения. Поэтому в ее арсенале постоянно появляется что-то новенькое.
— Где-то увижу что-то красивое, интересное и сразу иду пробовать. Могу в пижаме встать из постели и отправиться делать новую свечу. Иногда кажется, вот найти бы хорошую работу и бросить вот это все. А нет, — с улыбкой говорит Ольга. — Не бросишь. Столько в это дело вложено труда и сердца.
Так в поисках постоянного саморазвития Ольга Буславская освоила мыловарение, начала делать свечи из соевого и кокосового воска, гипсовые кашпо для них, создавать моноваз и подсвечники из гипса. В свое мыло вилейчанка обязательно добавляет мед с семейной пасеки, ароматические масла и выращенные на собственном участке мяту, аптечную ромашку, лаванду, душицу, собранные в лесу травы.
— Когда я только стала делать мыло, была смешная ситуация. Мыло ручной работы, когда его достаешь из формы, очень приятное, тактильное. Чем-то оно даже на мармелад похоже. Мой муж так и норовил его съесть. Так что, когда он возвращался с работы, приходилось предупреждать: в холодильнике мыло, не ешь.
«Мои свечи есть в Канаде »
За полтора года Ольга Буславская сделала больше 500 свечей. Покупают их не только вилейчане. По признанию собеседницы, заказывают свечи в качестве подарков заграницу. Сами иностранцы, приезжая в Беларусь, также увозят свечи Ольги на родину.
— Я знаю точно, что мои свечи есть в Великобритании, Канаде, Испании, Германии, Польше, Швеции, Литве, — не без гордости говорит она.
«Я как пчела»
Семейная пасека, ставшая источников вдохновения для Ольги, расположена под Будславом.
Пчелами занимались ее дедушка, отец. Теперь и сама Ольга активно вовлечена в этот процесс. Пересмотреть каждую рамку, проверить расплод, убрать трутней, вырезать маточники — все это ей под силу.
— На сегодняшний день я могу сама все сделать. Раньше, когда только начинала, просила отца комментировать свои действия. Теперь, работая с ульями, мы понимаем друг друга без слов, — делится вилейчанка.
Спрашиваю Ольгу о мечте и, возможно, планах открыть собственный магазин.
— Знаете, я прагматик. Не мечтаю и не загадываю далеко на будущее. Как пчела: все время работаю, работаю. Не умею отдыхать. Я делаю свое дело и делаю, как мне кажется, хорошо. Людям нравится, и меня это вдохновляет.
Катерина СУШКО
Фото автора и предоставлено героиней публикации