Опубликовано: 15 октября 2021, 14:50
1715

Исчезнут или не исчезнут? Как в Вилейском районе живут деревни с одним жителем

В Вилейском районе из 386 деревень – 15, в которых нет постоянно проживающих жителей. Еще в 39 – постоянную регистрацию имеет один житель.

Значит ли это, что эти населенные пункты скоро исчезнут с карты района? «Шлях перамогі» попытался разобраться.

Тенденция на переселение в крупные населенные пункты сохраняется во всем мире. Чтобы деревню упразднить, нужно, чтобы в течение пяти лет в ней никто не проживал не только постоянно, но и временно.

Председатель Долгиновского сельского Совета Александр Малиновский, к которому газета обратилась с вопросом, как проехать в заброшенные деревни Кутное и Вязовец, чтобы посмотреть, что они из себя представляют, с удивлением отметил:

– Вы их не найдете. После того, как в 2018 году они были упразднены решением Вилейского районного Совета депутатов, дома были снесены, территория запахана и введена в сельхозоборот филиала «Бубны» УП «Мингаз». Сейчас есть ситуация с хутором Зосино, окруженном полями. Владельцы дома умерли, сын и не продает дом, и не живёт в нём. Но там поговорить не с кем.

«Это ж мои родные места»

Александр Малиновский предложил поехать в деревни, в которых по одному жителю, – Млечки и Тонковичи.

Млечки – недалеко от дороги Долгиново-Кривичи. Полевая дорога ведет в деревню. Справа – поле с катушками соломы, слева – лес. Можно сказать, лес, выдвигая кустарники на открытую территорию, наступает. Земля здесь когда-то тоже пахалась, но уже давно не знает плуга.

Едем медленно, успеваем увидеть, что склепов в деревне больше, чем домов. На нескольких участках видны остатки фундаментов. Ухоженный и жилой вид только у одного дома. К нему и направляемся, его хозяйка не хочет представляться, но поговорить с нами соглашается.

Женщина родом из Млечек. Сейчас она на пенсии. Вот уже несколько лет подряд весь теплый период года она приезжает из столицы в родную деревню. На ее глазах Млечки из небольшой деревни в 30 домов превратились в хутор.

На некотором отдалении от двора собеседницы (а раньше между ними стояли еще несколько домов) есть еще одна хата. Но в нее приезжают очень редко и ненадолго. Млечки сегодня – два дома, из которых живой один. История сделала виток:

– В моем детстве в Млечках было 30 дворов, многие из которых построились в послевоенное время. Вообще место у нас хуторное, когда пришла советская власть, стали хутора сселять в деревни. Вот у нас тут кузнец известный жил, сначала жил на хуторе, потом здесь дом построил. Нет его дома уж давно, нечего показать вам. Дети его дом продали. Где-то в 90-е наша деревня стала угасать. Дети, вот как я, уехали. Родители оставались какое-то время. А потом, помните, как одно время стариков по деревням дурили – приедут и обманом заставят купить ненужный товар по дорогой цене. Много у нас таких случаев было. Вот и забирали своих родителей к себе. И мы так поступили. Некоторые мои односельчане дома продавали на перенос, несколько хат сгорело, а вон там, на въезде, так и стоит заброшка. Ее с дороги даже не видно, – рассказала дачница.

Одна жить она не боится.

– Это же мои родные места. Я тут все знаю. Леса грибные у нас. А журавлей сколько! Занятие у меня есть – огород, грибы-ягоды. Интернет есть здесь, так что все новости я знаю. Если надо, езжу в столицу. С автолавкой у нас договор: звоню и предупреждаю, если нужно что привезти. Они заезжают и доставляют необходимые товары и продукты. Да и мои родные часто навещают. Привольно мне здесь.

Где хозяйничает девичий виноград

Идем по направлению заброшенного дома, что указала собеседница.

Золотой клен стережет чуть заметную тропинку. Справа и слева от нее – плотно переплетенный кустарник. Кажется, сирень и шиповник. Продвигаемся осторожно вперед. Слева – здание-призрак, все оплетенное диким виноградом, красная листва которого густо укрывает дом с провалившейся крышей.

Уже не раз замечала, что дикий или девичий виноград – это точная примета заброшенности. Растение очень быстро растет и взбирается на любые высоты: дерево или дом. Те, кто знаком с ним на приусадебном участке, знают, что за девичьим виноградом нужен глаз, точнее, обрезка. Иначе растение выживет с участка своих «культурных» соседей. А на деревянные дома его вообще нельзя запускать — виноград задушит в своих объятьях: создаст влажность для плесени, а усами, которыми лиана двигается, будет разрушать стену и кровлю.

Символично получается: вроде бы, лиана маскирует заброшенность, украшая своей богатой листвой полусгнившие дома, но то, что в них хозяйничает девичий виноград – точная примета умирания.

…В Тонковичах тоже одна жительница. Но она здесь живет постоянно. Работает на ферме в соседней деревне Черемушки, которая совсем рядом.

Собаки громким лаем объявили хозяйке о приходе гостей. К сожалению, женщина не стала говорить с нами, мотивируя необходимостью работы. Крепкий дом с пластиковыми окнами, рядом – клеть, сараи. Везде цветы и большая оранжевая тыква, выкатившаяся на забор огорода.

– Ну что про меня писать? – отнекивается женщина. – Идите к реке, там бобры плотину сделали, вот там интересно посмотреть.

К реке мы не дошли, погуляли по деревушке. Внимание привлек наш знакомец – девичий виноград, почти полностью оплевший заброшенный дом. Надежда на новых хозяев у этого дома призрачная. Через дорогу в зарослях какая-то будка. Из разряда тех, которые иногда ставят вместо сгоревшего дома на время строительства нового. Но иногда временное становится постоянным, являя собой знак чьей-то несбывшейся мечты.

А вот у другого нежилого дома, который плотной стеной обступает шиповник, шансы на продолжение жизни еще есть. Выглядит дом получше своего «виноградного» односельчанина. Он закрыт на замок и словно ждет своего часа. Как и еще двое домишек напротив.

Вот и все Тонковичи…

Так упразднят их или нет? Пока здесь живет хотя бы один человек, хотя бы летом – нет. Надеюсь, за это время появится тот, кто попытается вдохнуть жизнь в старую деревеньку. А уж эти места отблагодарят – красотой природы, тишиной, уединением, которых так не хватает в нашем мире скоростных гонок за навязанными целями.

Ирина ТРУБАЧ
Фотографии Елены ТИМОФЕЕНКО



Читайте также

Сегодня ГАИ проводит профилактику безопасного передвижения на средствах персональной мобильности
29 марта Госавтоинспекция Минской области проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Движение по правилам - основа безопасности!».
Дача горела ночью в Молодечненском районе – люди не пострадали
Сегодня ночью, 28 марта, в садоводческом товариществе недалеко от деревни Гай Молодечненского района загорелся дачный дом. Обошлось без жертв и пострадавших.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.