Провизор-рецептар Татьяна Субоч из Вилейки: «Чтобы работать в аптеке, нужно любить людей»
В 9.07 утра в субботу провизор-рецептар Татьяна Субоч из Вилейки уже обслуживала первого посетителя аптеки.
В сезон подъема простудных заболеваний в день в аптеку, говорит Татьяна, приходит до 200 человек. Одни просят посоветовать «что-то от головы» или «от влажного кашля», другим нужен «один пакетик, который и головную боль снимет, и заложенность носа, и остальные симптомы смягчит».
В интервью Кraj.by 29-летняя провизор-рецептар из Вилейки рассказала, как часто ее просят продать лекарство без рецепта, почему разговор с покупателями в аптеке иногда напоминает игру «поле чудес» и как снимает напряжение после работы.
С детства мечтала работать в сфере медицины
Помогать людям и работать в сфере медицины Татьяна мечтала с детства. Даже заявлений при подаче документов в ВУЗ она написала два — на лечебный и фармацевтический факультеты. В итоге, выбрала последний.
Окончив Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет в 2016 году, девушка пришла в центральную районную аптеку в Вилейке для прохождения интернатуры и отработки.
— Распределялась я сюда абсолютно осознанно. Супруг и я вилейчане. К тому же на тот момент здесь была нехватка кадров. Что касается работы в государственной аптеке, то она не была для меня стрессом или шоком. До окончания университета я проходила там практику. Мне просто нужно было освоить кассу, общение с людьми. А так как это аптека первой категории, я не просто продавала, но и изготавливала лекарственные средства, — делится собеседница.
Работа по 10 часов на ногах заставила носить компрессионные колготки
Сейчас Татьяна работает в одной из частных аптек известной сети. Рабочий день провизора-рецептара начинается в 9.00 и заканчивается в 19.00. Чтобы переодеться в форму, включить свет и кассу, девушка приходит пораньше.
Даже в выходные люди идут в аптеку потоком. Присесть или просто прислониться к стульчику, который скромно стоит у Татьяны в углу, некогда. В разговоре с вилейчанкой удивляюсь: за 20 минут она успела обслужить 5 человек.
— Это еще нормально. У нас бывает за две минуты два посетителя, — с улыбкой говорит она. — И это с учётом того, что рядом с нами находятся еще две аптеки. Случается, что вся 10-часовая смена проходит на ногах. Если есть минутка присесть, присяду. Но помимо обслуживания людей, у нас ведь и другая работа существует. Думаю, ноги гудят у всех провизоров. Как результат вот, — показывает колготки наша героиня, — компрессионное белье.
Аптека Татьяны работает без обеда. За время регламентированного технологического перерыва продолжительностью 20 минут нужно и перекусить успеть, и в дамскую комнату отлучиться.
— Бывает, что едим на ходу. Работать совсем без обеда я себе не позволяю, потому что вижу людей таких профессий как медики, кассиры. У них очень часто именно из-за такого образа жизни идет фоном гастрит или панкреатит. Поэтому я провизор, который ест на работе, — смеется она.
«Есть люди, которые думают, что мы просто продавцы лекарств»
В перерыве между посетителями к Татьяне Субоч подходит сотрудница одного из магазинов по соседству. Женщина показывает больной палец.
— Тань, глянь, пожалуйста, это у меня тут гематома или нарыв?
Наша героиня не отказывается, дает консультацию по уходу и советует женщине обратиться к хирургу.
Посетители аптеки не только рассказывают провизору о своих болячках, но и наглядно демонстрируют, что их беспокоит. К этому наша героиня привыкла. Буквально на днях в аптеку приходил парень и просил «что-нибудь от ожогов».
— С таким запросом ожог может быть уже на стадии выздоровления или наоборот, свежайший, разной степени. И вот я задаю молодому человеку уточняющий вопрос, мол, что за ожог? А он штанину задирает и показывает мне. Ожог, конечно, там был аховый, — вспоминает случай из рабочих будней Татьяна.
После таких примеров назвать провизора просто продавцом язык не поворачивается. Хотя, рассказывает вилейчанка, есть люди, которые так думают. Но, уверена она, это случается просто по незнанию.
— Конечно, провизоры, фармацевты, не просто продавцы лекарств. Неспроста мы здесь стоим. Люди могут принимать парацетамол в таблетках, запивая его парацетамолосодержащим порошком. Я всегда предупреждаю о совместимости лекарственных средств, слежу, чтобы дозировка антибиотиков для детей и для взрослых подходила под назначение. Могу и дозу за врачом пересчитать, — говорит Татьяна. —Там, где речь идет о здоровье, не лишним будет все перепроверить. Мы ответственны за то, что отпускаем людям. Даже сейчас во время вспышки заболевания процентов 30 людей до врача не дойдут. Они купят у нас лекарства и будут дома сами лечиться.
Татьяна Субоч отмечает, что клиническое мышление необходимо провизору в работе. Иногда вместо лекарств девушка дает совет клиенту аптеки обратиться к врачу.
— Медицинское образование помогает нам распознать тревожные моменты и направить человека к врачу. Совсем недавно в выходной день посетительница аптеки поделилась, что у нее очень сильно разболелся ребенок. Она стеснялась пойти в приемный покой, не знала, что там делать и говорить. Я ее подготовила, конечно, больше морально. В итоге она все же обратилась к медикам за назначением, ребенок начал лечиться. Позже она пришла и поблагодарила меня.
«Нужно любить людей, чтобы здесь работать»
Такой подход посетители аптеки ценят. У Татьяны уже есть свои постоянные клиенты, которые ждут ее смены и приходят именно к ней. Нечасто, но вилейчане благодарят отзывчивого провизора шоколадкой или конфетами.
Постоянное общение, сопереживание оставляет отпечаток на эмоциональном состоянии героини. Даже такой экстраверт как Татьяна в конце дня просто хочет покоя. И если нашей героине хватает выходного, чтобы восстановиться, то некоторые, не выдерживая, уходят из аптеки.
— Конечно, работа в аптеке не для всех. Я достаточно общительный человек для этого. Нужно любить людей, чтобы здесь работать. Кто не любит — уходит с работы за кассой. Или, например, в пределах нашей профессии могут уйти работать на склад, производство или в бумажную работу.
«Продать рецептурные лекарства без рецепта просят почти каждый день»
Спрос в аптеке, говорит Татьяна, зависит от сезона. Зимой в основном покупают противовирусные лекарства, весной — что-нибудь от аллергического ринита, летом — пластыри, кремы от укусов комаров и для загара. Осенью, когда дети после каникул илут в школы, приобретают средства от вшей и инфекционных заболеваний.
— Очень раздражает, когда просят продать рецептурное лекарство без рецепта. А это происходит почти каждый день, — отмечает провизор-рецептар.— Расстраивает, когда в аптеку приходят, чтобы поругаться. Таких посетителей выдают невербальные моменты. Есть те, кто сдерживает себя и человек не собирается на мне срываться. Они, к примеру, приходят ко мне после трехчасового ожидания в поликлинике и, как правило, хотят просто выговориться. Другой момент, когда после минимальной коммуникации или уточняющего вопроса посетитель взрывается. Но я не ведусь на провокации и общаюсь максимально вежливо, — признается Татьяна Субоч.
Курьезных ситуаций в работе провизора тоже хватает. Часто наша героиня чувствует себя как на программе «Поле чудес», пытаясь отгадать лекарство на букву «м», а впоследствии «м» может оказаться в середине названия. Моменты, когда посетители искажают название препаратов, провизоров не раздражают, говорит собеседница, а наоборот, веселят.
— Ко всем ситуациям я отношусь с юмором. Люди есть люди.
Как расслабляется провизор? Играет на фимбо и катается на велосипеде
Отвлечься от рабочих будней Татьяне помогают многочисленные хобби. Летом она вместе с мужем и трехлетней дочкой катается на велосипедах, совершая поездки по окрестностям и достопримечательностям Вилейского района. Зимой участвует в командных в интеллектуальных состязаниях, играет на экзотическом музыкальном инструменте.
— Я езжу с командой из Вилейки в Молодечно на игру «Мозгобойня». Мне это очень нравится. Но, к сожалению, пока получается играть лишь два раза в месяц. А еще у меня есть фимбо — любительский инструмент, на котором интуитивно может играть любой человек. Иногда для расслабления я играю, да и ребенку нравится.
«Когда человек говорит спасибо — это как наркотик»
В нерабочее время Татьяна не перестает быть провизором.
Родные, друзья, знакомые знакомых частенько консультируются у нашей героини в мессенджерах и по телефону. В помощи она не отказывает никому.
— Если ко мне люди обращаются, значит, я не такой уж и плохой специалист. Все-таки быть человеком в жизни — самая выигрышная позиция. Я всегда стараюсь объяснить или обслужить так, чтобы помочь. За что я люблю свою работу? За общение, интересные случаи, за слова искренней благодарности тех, кому получается помочь. Когда человек говорит спасибо — это как наркотик.
Екатерина СУШКО
Фото автора