Опубликовано: 11 октября 2011, 23:40
21

Выставка Эдуарда Матюшонка в Поставах: возвращение в детство

В пятницу, 7 октября, в Поставах прошло официальное открытие выставки вилейского художника Эдуарда Матюшонка и творческая встреча с ним.

Kraj.by ранее сообщал об этом событии.

В Поставском краеведческом музее в этот день собрались учителя и школьники, а также друзья детства и одноклассники художника, живущие в этом городе. Встреча проходила в форме отдельных занимательных рассказов о каждой из картин. Все, кто знаком с Эдуардом Матюшонком, знают, что он хороший рассказчик. Он говорит спокойно, обстоятельно, образно, употребляя много примеров, деталей, так, что это становится интересным и взрослым, и детям. Вместо просто рассматривания картин получается целый мир воспоминаний, образов, ассоциаций.

Так, рассказывая о картинах «Трэба дома бываць часцей» и «Давер», художник описал человека, который стал прототипом для их героя, - тетю Гелену из деревни Заболотье на Глубоччине, где рядом родина Эдуарда. Многие картины и описания художника происходят из воспоминаний его детства. Тетя Гелена, например, была такой человеком, который мог разговаривать с лисой, отчитывая ее за то, что она приходит воровать кур, и та… ее слушала. Позже лисица принесла в хлев Гелены своих детёнышей, чтобы там их выхаживать.

Двери дома тетя Гелена никогда не закрывала. Так тогда жили люди, такое у них было представление о мире, так они относились друг к другу. Она даже подумать не могла, что кто-то может желать зла. Если рядом с дверью стояла ее трость, можно было таким образом узнать, что женщины нет дома, но дверь оставалась открытой.

Когда приходила зима, и за тетей Геленой приезжала ее дочка из Новополоцка, та отказывалась уезжать из дому. После того, как уговоры все-таки увенчивались успехом, женщина брала свою сумку и обязательно своего кота (он тоже изображен на картине). А когда возвращалась весной домой, ходила по деревне и просила у всех односельчан прощения за то, что ее не было так долго.

Таким людям-эпохам посвящены многие картины Эдуарда Матюшонка – тете Гелене из д. Заболотье, Язепу Дроздовичу, который придумал целые миры и был одним из первых белорусских фантастов, композитору Михалу Клеофасу Огинскому, одной из резиденций которого была Ганута на Вилейщине, Антонию Тизенгаузу, вознесшему Поставы на высокий уровень.

И много чего еще услышали и узнали в тот день те, кто пришел на творческую встречу с Эдуардом Матюшонком. И об органисте с толстыми очками, и о людях, которых звали Рыбак и Рыбачиха, а настоящая их фамилия была Михайловские и др.

В творчестве, как и в жизни, художник всегда обращает внимание на детали - в его картинах каждая из них имеет свой смысл. И кот тети Гелены, без которого она не могла уехать в Новополоцк; и куры, которых собирают женщины в 1919 году, видя, что идет очередная неизвестная власть; и собака, которая эту же новую власть всегда готова облаять; возносящиеся вверх деревья, показывающие вместе со стройным особняком в Гануте красоту полонеза их хозяева, и многое другое. Где-то с юмором, где-то трагично рассказывает художник об основах самой жизни.

По его мнению, для того, чтобы жить со смыслом, нужно, прежде всего, постараться взять, увидеть то сокровище, которое несли в себе люди вокруг нас с нашего детства. Знать и понимать, что обозначали вещи, слова, ситуации, видеть их глубину. «Если воспринимаешь то, чем жили предки, тогда есть смысл, есть дальнейшая дорога, - говорил он во время встречи. – И нужно все пытаться познать. Если стоят одинокие ворота, значит, они стоят здесь не просто так. Значит, они куда-то вели. Куда? Стоит жить так, чтобы осознавать: я здесь живу и знаю, почему и зачем».

Рассказ о тете Гелене он закончил тем, что показал, как на картине перед ней танцуют журавли. Они этого не делают просто так – танцуют лишь раз в год перед своими любимыми. Этим Эдуард Матюшонок хотел показать ту величину доверия, которую они испытывают к этому человеку, ведь она этого заслужила.

Во время рассказа поставские педагоги, которым была посвящена выставка, переговаривались тихо между собой: «Все это нам так понятно и близко, мы же такие же…» Одноклассница художника Янина Савицкая (Галузо) и ее муж Вячеслав говорили потом, что они как будто вернулись в свое детство.

В конце осталась группка зрителей среднего возраста, у которой с Эдуардом Матюшонком получился искренний открытый разговор об искусстве, воспитании, детстве. Художник признался: 80% того, что он пишет, это информация из детства. И он этого не стесняется, а, наоборот, гордится. Ведь он имел счастье вырасти среди тех людей, которым было что передать. И теперь он только хотел бы, чтобы не менее хорошие корни имели все приходящие на эту землю. Но для этого о корнях нужно помнить.

Леокадия Пушкарь из Постав рассказала Kraj.by, что для нее картины Эдуарда Матюшонка стали настоящим откровением, и она жалеет, что не была не предыдущей его выставке в городе в 2006 году. «Это просто здорово – то, что я увидела, - сказала она. – Это все не наигранно, от жизни, от земли, как и мы все здесь в большинстве своем. Я тоже родилась недалеко от родины художника, в Шарковщизненском районе. В его картинах такая глубина, что у меня сегодня часто слезы на глазах выступали. Только человек с глубокой духовностью может писать такие вещи. Мне бы хотелось, чтобы эти произведения увидели в больших городах, в Минске, где уже много чего потеряно. Я бы видела картины художника в длинной галерее, по которой бы хотелось идти бесконечно, в свете, медленно, спокойно».

Выставка продлится в Поставском районном краеведческом музее до конца октября. Напомним, что ее организовал совместно с Поставским музеем портал Kraj.by.

Встречу открывает директор Поставского музея Раиса Кураченко

Изображение 1

Во время встречи

Изображение 2

Изображение 3

Изображение 15

Изображение 4

Изображение 5

Изображение 6

Изображение 7

Изображение 8

Раиса Кураченко рассказывает о гобелене, связанном с традицией парфорсной охоты в Поставах, и картине Эдуарда Матюшонка, показывающем замок-школу, которая обучала ей.

Изображение 9

Одноклассница художника Янина Савицкая.

Изображение 10

Изображение 12

Цветы жене художника Елене Матюшонок.

Изображение 11

Некоторые из работ Эдуарда Матюшонка. "Брамка"

Изображение 16

"Ідуць"

Изображение 17

"Мара пра лета"

Изображение 18

Последняя работа художника "Гуканне вясны", написанная в 2011 году.

Изображение 19


Ольга РУДНИЦКАЯ

Фото Ольги РУДНИЦКОЙ и Владимира МАТЮШОНКА




Читайте также

Дача горела ночью в Молодечненском районе – люди не пострадали
Сегодня ночью, 28 марта, в садоводческом товариществе недалеко от деревни Гай Молодечненского района загорелся дачный дом. Обошлось без жертв и пострадавших.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
«Ребенок - главный пассажир». ГАИ в Молодечно проверяет перевозку детей
Сегодня, 28 марта, Kraj.by отправился в рейд с инспекторами ДПС. Проверили, как перевозят детей в автомобилях.