Выставка Эдуарда Матюшонка в Поставах: возвращение в детство
В пятницу, 7 октября, в Поставах прошло официальное открытие выставки вилейского художника Эдуарда Матюшонка и творческая встреча с ним.
Kraj.by ранее сообщал об этом событии.
В Поставском краеведческом музее в этот день собрались учителя и школьники, а также друзья детства и одноклассники художника, живущие в этом городе. Встреча проходила в форме отдельных занимательных рассказов о каждой из картин. Все, кто знаком с Эдуардом Матюшонком, знают, что он хороший рассказчик. Он говорит спокойно, обстоятельно, образно, употребляя много примеров, деталей, так, что это становится интересным и взрослым, и детям. Вместо просто рассматривания картин получается целый мир воспоминаний, образов, ассоциаций.
Так, рассказывая о картинах «Трэба дома бываць часцей» и «Давер», художник описал человека, который стал прототипом для их героя, - тетю Гелену из деревни Заболотье на Глубоччине, где рядом родина Эдуарда. Многие картины и описания художника происходят из воспоминаний его детства. Тетя Гелена, например, была такой человеком, который мог разговаривать с лисой, отчитывая ее за то, что она приходит воровать кур, и та… ее слушала. Позже лисица принесла в хлев Гелены своих детёнышей, чтобы там их выхаживать.
Двери дома тетя Гелена никогда не закрывала. Так тогда жили люди, такое у них было представление о мире, так они относились друг к другу. Она даже подумать не могла, что кто-то может желать зла. Если рядом с дверью стояла ее трость, можно было таким образом узнать, что женщины нет дома, но дверь оставалась открытой.
Когда приходила зима, и за тетей Геленой приезжала ее дочка из Новополоцка, та отказывалась уезжать из дому. После того, как уговоры все-таки увенчивались успехом, женщина брала свою сумку и обязательно своего кота (он тоже изображен на картине). А когда возвращалась весной домой, ходила по деревне и просила у всех односельчан прощения за то, что ее не было так долго.
Таким людям-эпохам посвящены многие картины Эдуарда Матюшонка – тете Гелене из д. Заболотье, Язепу Дроздовичу, который придумал целые миры и был одним из первых белорусских фантастов, композитору Михалу Клеофасу Огинскому, одной из резиденций которого была Ганута на Вилейщине, Антонию Тизенгаузу, вознесшему Поставы на высокий уровень.
И много чего еще услышали и узнали в тот день те, кто пришел на творческую встречу с Эдуардом Матюшонком. И об органисте с толстыми очками, и о людях, которых звали Рыбак и Рыбачиха, а настоящая их фамилия была Михайловские и др.
В творчестве, как и в жизни, художник всегда обращает внимание на детали - в его картинах каждая из них имеет свой смысл. И кот тети Гелены, без которого она не могла уехать в Новополоцк; и куры, которых собирают женщины в 1919 году, видя, что идет очередная неизвестная власть; и собака, которая эту же новую власть всегда готова облаять; возносящиеся вверх деревья, показывающие вместе со стройным особняком в Гануте красоту полонеза их хозяева, и многое другое. Где-то с юмором, где-то трагично рассказывает художник об основах самой жизни.
По его мнению, для того, чтобы жить со смыслом, нужно, прежде всего, постараться взять, увидеть то сокровище, которое несли в себе люди вокруг нас с нашего детства. Знать и понимать, что обозначали вещи, слова, ситуации, видеть их глубину. «Если воспринимаешь то, чем жили предки, тогда есть смысл, есть дальнейшая дорога, - говорил он во время встречи. – И нужно все пытаться познать. Если стоят одинокие ворота, значит, они стоят здесь не просто так. Значит, они куда-то вели. Куда? Стоит жить так, чтобы осознавать: я здесь живу и знаю, почему и зачем».
Рассказ о тете Гелене он закончил тем, что показал, как на картине перед ней танцуют журавли. Они этого не делают просто так – танцуют лишь раз в год перед своими любимыми. Этим Эдуард Матюшонок хотел показать ту величину доверия, которую они испытывают к этому человеку, ведь она этого заслужила.
Во время рассказа поставские педагоги, которым была посвящена выставка, переговаривались тихо между собой: «Все это нам так понятно и близко, мы же такие же…» Одноклассница художника Янина Савицкая (Галузо) и ее муж Вячеслав говорили потом, что они как будто вернулись в свое детство.
В конце осталась группка зрителей среднего возраста, у которой с Эдуардом Матюшонком получился искренний открытый разговор об искусстве, воспитании, детстве. Художник признался: 80% того, что он пишет, это информация из детства. И он этого не стесняется, а, наоборот, гордится. Ведь он имел счастье вырасти среди тех людей, которым было что передать. И теперь он только хотел бы, чтобы не менее хорошие корни имели все приходящие на эту землю. Но для этого о корнях нужно помнить.
Леокадия Пушкарь из Постав рассказала Kraj.by, что для нее картины Эдуарда Матюшонка стали настоящим откровением, и она жалеет, что не была не предыдущей его выставке в городе в 2006 году. «Это просто здорово – то, что я увидела, - сказала она. – Это все не наигранно, от жизни, от земли, как и мы все здесь в большинстве своем. Я тоже родилась недалеко от родины художника, в Шарковщизненском районе. В его картинах такая глубина, что у меня сегодня часто слезы на глазах выступали. Только человек с глубокой духовностью может писать такие вещи. Мне бы хотелось, чтобы эти произведения увидели в больших городах, в Минске, где уже много чего потеряно. Я бы видела картины художника в длинной галерее, по которой бы хотелось идти бесконечно, в свете, медленно, спокойно».
Выставка продлится в Поставском районном краеведческом музее до конца октября. Напомним, что ее организовал совместно с Поставским музеем портал Kraj.by.
Встречу открывает директор Поставского музея Раиса Кураченко
Во время встречи
Раиса Кураченко рассказывает о гобелене, связанном с традицией парфорсной охоты в Поставах, и картине Эдуарда Матюшонка, показывающем замок-школу, которая обучала ей.
Одноклассница художника Янина Савицкая.
Цветы жене художника Елене Матюшонок.
Некоторые из работ Эдуарда Матюшонка. "Брамка"
"Ідуць"
"Мара пра лета"
Последняя работа художника "Гуканне вясны", написанная в 2011 году.
Ольга РУДНИЦКАЯ
Фото Ольги РУДНИЦКОЙ и Владимира МАТЮШОНКА