Молодой учитель в деревенской школе на Вилейщине: Почему-то дети не любят историю (ФОТО)
Выпускник БГУ минчанин Сергей Филатов попал по распределению в школу Людвиново, что в 100 км от столицы. Два года молодой специалист будет преподавать обществоведение, Всемирную историю и историю Беларуси.
От Вилейки до Людвиново – час езды на автобусе. С новоиспеченным учителем мы встретились в его однокомнатной квартире, которую Сергей снимает всего за 180 тысяч в месяц.
– Жилья для учителей в деревне нет, поэтому придется пожить на съемной квартире, – объясняет он.
Молодой специалист живет в стареньком двухэтажном доме. Заметно, что в квартире давно не было ремонта. Обстановка скромная: кровать, два кресла, письменный стол, советский буфет, но в целом – уютно.
Сергей угощает меня кофе и рассказывает, как стал Сергеем Викторовичем.
Из несостоявшегося строителя в педагоги
До БГУ Сергей окончил Минский архитектурно-строительный колледж. Но понял, что руководить стройкой – не его призвание.
– Мастером меня не поставили, сказали, что не гожусь, ведь здесь нужно командовать и быстро принимать решения, а я управлять не умею – не тот характер. Работая на стройке, пришлось потаскать мусор и кирпичи. Со временем надоело смотреть на пьяных рабочих, не выдержал и ушел. Всегда любил историю, поэтому и пошел учиться на истфак БГУ.
На последнем курсе вуза Сергея, как и тысячи молодых специалистов, ожидало распределение. Историк до последнего не знал, куда его занесет судьба.
– Я пытался найти работу в Минске. Обивал пороги школ, много раз звонил. Оказалось, что столичным школам историки не нужны. А в гимназиях требовался опыт работы. Думал пойти в музей или архив, но и там не было мест, да и зарплата совсем маленькая, – рассказывает Сергей Филатов. – На распределении в университете мне пришлось выбирать: Вилейский или Светлогорский район. Я выбрал Людвиново.
По словам молодого учителя, двухлетней отработки в деревне не испугался. А когда первый раз приехал, был приятно удивлен, что попал не в заброшенную деревню, где в ряд стоят дома с покосившимися крышами. Здесь современная школа, есть несколько магазинов, почта и банк.
– Я устал от бесконечной столичной суеты, поэтому пожить на селе среди лесов – одно удовольствие, – говорит он.
О школе и зарплате
В Людвиновской средней школе детей обучают на белорусском языке. Всего здесь 134 ученика, половина из них живет в окрестных деревнях. Молодой педагог признается, что дети не очень любят «мову», поэтому ему часто приходится объяснять тему на русском языке.
В школе учителю дали 22 часа, это чуть больше ставки. Из них 17 – уроки истории и обществоведения. Также ему доплачивают за работу в кабинете и факультатив. А еще – за подвоз детей по деревням после уроков. В автобусе Сергей следит за дисциплиной. Собеседник уверяет, что дорога занимает около получаса, и катания по деревням два раза в неделю его не утомляют. Стараюсь верить ему на слово.
Зарплату за сентябрь Сергей еще не получал, но уже предполагает, что зарабатывать будет около 4 млн рублей в месяц.
– В принципе, на такую зарплату жить можно, я ведь пока один, без семьи, – откровенничает он.
«Работа работой, а заняться у нас нечем»
Мы отправляемся в школу. На пороге нас встречает директор Петр Михайлов. Он с гордостью рассказывает о том, что в этом году набрали 17 первоклашек, и в ближайшие годы школу точно не закроют. А вот учителя здесь постоянно меняются.
– Вот и Сергей Викторович отработает два года и, скорее всего, уедет, – вздыхает директор. – У нас ведь нет жилья, молодых специалистов в деревне ничего не держит, им здесь скучно. Вот недавно «англичанка» в Молодечно уехала, сказала, что работа работой, а заняться у нас нечем. И я ее пониманию. Но мы, не смотря ни на что, всегда рады молодым специалистам.
«Кто придумал дирижабль?»
С Сергеем мы отправляемся на урок истории в 5-й класс. Здесь всего пять человек. Но в школе есть классы и с 20 учениками.
– Большинство детей почему-то не знают и не любят историю. А как узнать будущее, если не знаешь прошлого?! – размышляет по дороге в класс молодой учитель. – Вчера на уроке в 10-м классе проверял домашнее задание. Ученик ответил очень плохо и попросил дополнительный вопрос. Я спросил по теме, которую недавно изучали: «В чем заключалась суть «Нового курса» президента США Франклина Рузвельта?» А он мне и отвечает: «Москва. Безработица. Голод». Какая Москва, если речь шла о США?! – смеется Сергей.
Заходим в класс.
– Добры дзень, рыхтуемся адказваць! – Сергей Филатов приветствует детей на белорусском языке.
– А звонок был? – перебивают дети и усаживаются за парты.
Учитель проверят домашний тест на тему «Первобытное общество» и одного за другим вызывает к доске.
– А я не люблю читать историю. Я люблю слушать, – говорит ученица на просьбу учителя повторить домашнее задание.
– Почитай еще, а иначе опять получишь только 5 баллов, – предупреждает педагог, переходя на русский язык. – Ты хорошо поешь и рисуешь, но и в остальном нужно не отставать. Даже художники много читают, чтобы правильно создавать картины, – уговаривает он.
На уроке Сергей Филатов рассказывает детям, как появлялось государство фараонов.
– А кто придумал дирижабль? – перебивают его ученики.
– Об этом Вы узнаете в 10-м классе. А сейчас работаем дальше, – отрезает молодой историк.
После урока собираюсь уезжать. Сергей Филатов провожает меня и по пути размышляет о том, что будет делать после того, как отработает два года по распределению:
– Скорее всего, через два года я уеду домой в Минск. Мне нравится школа, и коллектив здесь хороший, директор всегда поддерживает, но не это главное…
Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора