Экспозиция в виде окопа и клад XVII века. Вилейский музей – в проекте «Музеи Беларуси вместе с Белкарт»
Вилейский краеведческий музей присоединился к масштабному проекту «Музеи Беларуси вместе с Белкарт» и 24 августа занял свое место на виртуальной экскурсионной площадке museums.by.
Проект создан с целью популяризации музейного дела и виртуально знакомит посетителей с историей и культурным наследием страны.
– Проект «Музеи Беларуси вместе с Белкарт» – уникальный, – рассказала Край.бай старший научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова. – Он позволяет каждому, не выходя из дома, совершить виртуальную экскурсию по любому из музеев Беларуси. Возможно, после виртуальной экскурсии по нашему музею многие захотят вживую прикоснуться к истории, посетив экспозиции, а также поучаствовать в наших проектах и даже колоритном обряде традиционной белорусской свадьбы.
Обряд традиционной белорусской свадьбы, старинный клад, нагрудный знак старосты города и «маляванкі» – чем уникален музей в Вилейке?
Музей в Вилейке открыл двери для посетителей в далеком 1939 году, когда город стал центром Вилейской области, и разместился в памятнике гражданской архитектуры XX века, где когда-то действовала пожарная охрана.
Здание Вилейского краеведческого музея
Как рассказала Ольга Колосова, первая экспозиция открылась в 1985 году, а в 1993-м началась работа над новой, которая включала в себя несколько разделов, рассказывающих историю и культуру Вилейщины от первобытных времен до начала 20 века.
В 1997 году напротив здания музея открылся выставочный зал, названный именем художника Никодима Силивановича. Сегодня здесь можно увидеть копию картины Н. Силивановича «Солдат с мальчиком» (1866 г.), которую написал вилейский художник Эдуард Матюшонок. Кстати, это единственное произведение Силивановича, которое находится в постоянной экспозиции Национального художественного музея Беларуси.
Фасад выставочного зала
Копия картины Н. Силивановича «Солдат с мальчиком»
В 2008 году при музее заработала студия вилейских народных обрядов и традиций «Краявід», которая разработала два оригинальных музейных проекта: «Гістарычныя вандроўнічкі» (проходит для школьников и дошкольников в виде занятий-лекций и занятий-игр) и проект «Горка па-беларуску». Последний получил широкую известность: в обряде традиционной белорусской свадьбы с народными песнями, хлебом-солью и медовухой желают поучаствовать не только местные молодожены.
Участники студии вилейских народных обрядов и традиций «Краявід»
В мае прошлого года в музее открылся широкомасштабный интерактивный выставочный проект «Две войны – память одна», посвященный двум мировым войнам. История и события Первой мировой войны (1914-1918) и Великой Отечественной войны (1941-1945) представлены в виде реконструированного окопа, где выставлены музейные предметы – вещи, документы, снимки, многие из которых, кстати, передали в музей родственники участников этих войн.
Интерактивный выставочный проект «Две войны – память одна»
Основной фонд Вилейского краеведческого музея сегодня насчитывает 23 290 предметов, 4 620 предметов включены в научно-вспомогательный фонд, отметила Ольга Колосова.
Особую ценность представляют кремневые орудия труда и фрагменты керамики эпохи неолита, комплекс женских украшений X-XI веков, монетно-вещевой клад XVII века, который нашли на территории Вилейского района. Он включает свыше 1 000 экспонатов: 1 007 монет и два серебряных кольца.
К уникальным предметам также можно отнести медный нагрудный знак помощника Вилейского городского старосты (1892 год), который передал в музей в 1985 году ученик одной из минских школ. Ценный экземпляр школьник нашел на свалке по ул. Дзержинского, находясь на каникулах в Вилейке, и передал музею.
Не меньший интерес представляет картина «Над Аралом» народного художника СССР Андрея Соколова. К слову, ее эскиз сначала побывал в космосе, а после была написана работа, на которой есть бортовые штемпеля орбитальной станции «Салют-6» с подписями космонавтов.
Картина «Над Аралом»
Уникальна по-своему и новая коллекция музея – предметы наивного, примитивного искусства: рисованные ковры («маляваныя дываны»), рисунки на стекле, рисованные макатки. Это, по мнению Ольги Колосовой, действительно сокровища народного творчества, так как традиция создания рисованных ковров и рисунков на стекле исчезла почти полностью в конце 1950-х годов, уступая место промышленному производству ковров. А когда-то они высоко ценились и являлись не только предметами роскоши, но и своеобразными семейными оберегами.
Рисунок на стекле «Барышня с маками» (1950 г.)
Ежегодно в среднем музей посещают свыше 10 тысяч человек.
Юлия ЛАХВИЧ
Фото с сайта museums.by