Белорусский фотограф на выставке в Вилейке: «Ради кадра можно проехать 300 километров и не получить желаемого» (ФОТО)
Выставка работ известного белорусского фотографа Виктора Суглоба открылась в краеведческом музее 27 сентября. Почему некоторые его работы – в тумане, как он выбирает места для съемок, он рассказал на встрече с публикой в Вилейке.
В выставочном зале собрались друзья фотографа, в том числе и из самой Вилейки, его супруга и неравнодушные к искусству люди. Виктор Суглоб представил результат своих увлечений: коллекцию фотоаппаратов, фотографии с белорусскими пейзажами и натюрморты, снятые световой кистью.
Старший научный сотрудник музея Ольга Колосова и фотограф Виктор Суглоб
Сегодня в коллекции фотографа – около 2,5 тысяч фотоаппаратов. Первый он купил в 1972 году, будучи студентом. Как признался сам Виктор Суглоб, фотоаппараты ему часто дарили, покупал их сам, когда ездил на соревнования (Виктор Суглоб активно занимался спортом). Потом из них сложилась коллекция, а еще спустя время он стал соавтором каталога фотоаппаратов, в том числе и выпущенных в свое время на местном заводе «Зенит». В Вилейку он привез лишь часть коллекции, включая и уникальные модели: раритетный фотоаппарат 1905 года выпуска (производство США) и несколько «Зенитов».
Еще одно его увлечение – фотография. Снимки Вилейщины он разместил в самом центре зала, говорит, было бы несправедливо приехать сюда без ее пейзажей. Зрители заметили особенность работ фотографа: лес или поля – в тумане. Автор объяснил свой интерес к этому явлению природы так: «Туманность дает многоплановость картинке, которая как будто его отдаляет».
Кстати, получить желаемый кадр не так-то просто. «Съемка кадра длится от 5 до 10 минут. И в итоге картинка может не получиться. В этом году я шесть раз бывал в Сосенке (Вилейский район). Но так и не нашел нужного состояния природы и души – фотографии не вышли. Можно и 300 километров проехать и не получить то, чего хотел», – объяснил Виктор Суглоб. Но так происходит не всегда: «Вот, например, я случайно в 500 метрах от своего дома увидел прекрасный повод для съемки, мне не пришлось никуда ехать. Здесь важно попасть в нужное место в нужное время».
У Виктора Суглоба есть пейзажи Узды, Ошмян, Вильнюса, рек Немана и Волги... Мастер не делает женских портретов. На вопрос «Почему?» ответил то ли в шутку, то ли в серьез, что женщина находится в замкнутом пространстве, в одном месте. «Природа в отличие от нее – другая, там есть размах», – добавил он.
Одним из последних его хобби стала фотография, в которой используется такой инструмент, как световая кисть. По словам Виктора Суглоба, эта техника одна из новых и встречается не так часто.
Работы фотографа – в основном яркие натюрморты, «нарисованные» светом. Сначала на определенном фоне он составляет композицию из фруктов и посуды (это могут быть самовары, чашки, чаще всего ушедших эпох), а затем обрисовывает их. «Это очень трудоемкая и сложная работа. Самое главное в этой технике – чувство света. Нужно знать точно, что больше засветить, а что меньше».
На вопрос корреспондента, что еще, связанное с фотографией, он собирается освоить в ближайшее время, Виктор Суглоб пока пожелал оставить в секрете, однако пообещал, что и эти работы вилейчане увидят.
Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора