Учащиеся Вилейского профтехколледжа решали конфликтные ситуации между продавцом и покупателем (ФОТО)
Это было одно из заданий конкурса профессионального мастерства «Мастера-универсалы – 2014», который прошел на базе учреждения 14 февраля. После конкурса один из членов жюри, директор местного торгового предприятия «Содружество» Лариса Капустинская, рассказала о том, каким должен быть продавец сегодня и чего не хватает в работе нынешним молодым специалистам.
В конкурсе профмастерства участвовали две команды девушек: «Люкс» и «Три в одном», которые получают, как отметил директор колледжа Игорь Китиков, двойную специальность – продавец-повар. Им предстояло проявить не только профессиональные умения, но и творческие и интеллектуальные способности. За развитием событий следило жюри в составе работников Вилейского райисполкома, колледжа и торговой отрасли.
Команда «Три в одном» (слева направо): Юлия Терех, Наталья Ларина, Юлия Баранова
Команда «Люкс» (слева направо): Екатерина Данилевич, Анастасия Блеско, Виктория Конон
Жюри
В ходе конкурса профессионального мастерства участникам предстояло пройти семь испытаний. После самопредставления конкурсанты отвечали на вопросы ведущего на кулинарные темы, взятые из известных фильмов и произведений русских классиков.
Затем команды соревновались в практической эстафете: выбивали чек на покупки, расфасовывали крупы и оформляли ценники. При этом, последовательность действий не должна была нарушаться.
В следующем этапе конкурса участницы разбирали конфликтные ситуации между покупателем и продавцом, учитывая главный принцип торговли «Покупатель всегда прав».
Например, была предложена такая ситуация: покупательница оставила в книге жалоб запись, что продавец отказалась принять сумку, которую женщина купила несколько дней назад, пояснив, что сумка ей разонравилась. По мнению конкурсантов, отказав женщине, продавец нарушила правила, поскольку обменять товар, если его не использовали, можно в течение 14 дней со дня покупки.
Профессия продавца требует не только практических навыков, но и умения предлагать товар. В конкурсе «Реклама – двигатель торговли» девушки по очереди рекламировали товар. Отдельно был конкурс и для капитанов: они «на глаз» определяли вес круп, расшифровывали литографические обозначения консервов и т.д.
Завершило мероприятие домашнее задание: команды представили жюри заранее приготовленные салат и торт.
По сумме баллов во всех заданиях победила команда «Люкс», второе место – у команды «Три в одном».
Директор учреждения Игорь Китиков подводит итоги
Как отметил Край.бай заместитель директора по учебно-производственной работе Вилейского профтехколледжа Александр Тыщук, очередной конкурс среди учащихся организован с целью популяризации профессии продавца. «Известно, что торговля испытывает дефицит в кадрах, а в последние годы эта специальность теряет популярность», – сказал он.
Поболеть за конкурсантов приходят не только их однокурсники, но и учащиеся школ. Администрация Вилейского профессионально-технического колледжа не исключает, что кто-то из них затем придет учиться в колледж.
По словам директора КУП «Содружество» Ларисы Капустинской, которая была одним из членов жюри конкурса, торговое предприятие плотно сотрудничает с учреждением, принимая учащихся на производственную практику, делится необходимым в освоении профессии продавца оборудованием.
По ее мнению, неопытным продавцам, как и любому молодому специалисту, не хватает практических навыков. Кроме умения оперативно работать с кассой, не менее важным является и общение с покупателями.
– Профессия продавца – публичная, он должен быть и артистом, ведь, как преподнесешь товар, таким будет и спрос. Вообще быть продавцом может не каждый, как и в любой другой профессии, здесь нужны задатки, – считает Лариса Капустинская. – Общение в работе продавца стоит на первом месте, нужно уметь расположить покупателя, обязательно улыбнуться ему, в торговле без улыбки никак.
Сейчас, говорит она, благодаря колледжу ситуация с дефицитом кадров на предприятии улучшилась. «Но, вместе с тем, не многие выдерживают эмоциональную обстановку в ситуации «покупатель всегда прав» и уходят», – заключила Лариса Капустинская.
Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора