Опубликовано: 08 мая 2023, 10:50
1132

Историю семьи Александра и Марыли Галушка из деревни Городилово Дзержинского района рассказывает житель Молодечно Александр Бобрик

Прощались на краю деревни. «Иди, сынок, домой, теперь ты там хозяин», – обняв тринадцатилетнего сына сказал отец. Тогда они еще не знали, что видятся в последний раз. И что эта страшная война практически в одно время заберет у мальчика и отца, и мать. Он погибнет на фронте, она, получив похоронку, не справится с горем...

Историю семьи Александра и Марыли Галушка из деревни Городилово Дзержинского района рассказывает житель Молодечно Александр Бобрик. В его жизнь эти люди «вошли» случайно. Но задержались – надолго. Сначала мужчина, по просьбе их сына Сергея, на тот момент уже не тринадцатилетнего мальчишки, а седовласого старика, искал в военных архивах следы рядового Галушка. Затем, благодаря собранным сведениям, написал о нем небольшой рассказ, и поставил на сельском кладбище, рядом с могилой жены, которую он так любил, памятный знак. Вернув тем самым похороненного на окраине польской деревни Старое Закш(ж)ево стрелка 616 стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии Александра Галушка  домой.

1683482051

Шел третий год войны

Шел третий год войны. Линия фронта откатилась от Городилово далеко на восход. А тут, в округе, господствовали немцы. Несколько дней в неделю, как и все односельчане, Александр трудился на них. Остальное время отдавал дому и хозяйству, хотя оно уже было куда меньше, чем до войны.

В тот страшный день Александр готовил в сарае корм для коровы. Помогали старший сын Сергей и брат Иван.  Вдруг со стороны леса раздались выстрелы. Эхом отозвались крики людей. К канаве, где добывали торф, бежали две человеческие фигуры. За ними из леса гналось человек сорок немцев.

– Сергей, быстро беги в дом, – приказал отец сыну. Но сам не испугался: человек привыкает ко всему, в том числе и войне. А шум тем временем нарастал. Не найдя партизан, немцы окружали деревню.

Ивана и Александра повели в центр населенного пункта, туда же, под дулами автоматов, пригнали женщин и детей, возле которых стоял связанный, в пальто без пуговиц, партизан, которому, в отличие от товарищей, убежать не удалось.

За час в небольшой деревеньке не осталось ни одного места, куда бы ни заглянули немцы. Народных мстителей нигде не было. Иван и Александр знали, что прячутся они, скорее всего, в ледяной воде торфяной «копанки». Но молчали.

Мужчин отделили от женщин и детей и погнали к лесу. Два вражеских солдата стали развязывать руки партизану: готовили к расстрелу. Он изловчился, вырвался. Автоматные очереди пленного не догнали. Потеряв «добычу», оккупанты отыгрались на деревенских.

Братья бежали, взявшись за руки. Александр зацепился, упал. Тяжелое тело брата прижало его к земле. Очнулся, когда услышал голос сына и жены. Немцев уже не было. Не было и боли. Мужчина, весь в крови, тихонечко снял с себя тело брата, сел. Прибежала Марыля, на шею, со словами «Татка, ты живой!» бросился сын.

Дорога из дома

Ближе к лету пошли слухи о том, что немцы терпят поражение. Все чаще стали звучать звуки канонады, в небе появились советские самолеты. Александр понимал: придется воевать.

1683482145

– А дома дети, больная жена, которую уже давно нужно было показать доктору, – думал 40-летний хозяин, запрягая лошадь. В этот день он собрался в лес за дровами. Если что, будет легче семье.

Возвращался ближе к обеду. 

– Папка, папка, были военные, мобилизация у нас, – бежал на встречу с криком сын. Всех забрали, сказали, бежать за тобой. Во дворе стояла заплаканная Марыля.

Поцеловав на прощание жену и дочерей, и назначив главным в доме сына Сергея, Александр Галушка пошел догонять войну…

На фронте

24 августа 1944 года он лежал с ружьем в руках в окопе за польским городом Замбрув, ждал приказа о наступлении в направлении Остроленка. Стояла звонкая тишина. И утро было такое же, как в его Городилово: светлое, звонкое. Только природа как-то подкачала. На миг солдату показалась, что там, за триста километров от дома, она какая- то другая, красивее, что ли?

– Все пугается войны, – подумал он про себя. В небо со свистом поднялась ракета.

1683482098

– Рядовой, стреляйте в сторону озера, – кричал сержант. И он стрелял. Раз шесть, или семь, не помнит. Свет ослепил глаза… Как и тогда, в 43-м, прижало к земле. Опять от теплой крови намокла одежда. Только теперь он понимал, что это его кровь, и его жизнь.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Через месяц в Городилово пришла похоронка. Так семья узнала, что их муж и отец лежит на краю польской деревни Старое Закш(ж)ево. 20 мая 1945 года от болезней и горя умерла Марыля. Заботы по воспитанию сестер взяли на себя Сергей и его тетя.

В 1949 году останки воинов торжественно перезахоронили на военном кладбище польского города Остроленка. А на краю деревни до сих пор стоит памятный знак о захоронении солдат. Чтобы помнили!..

Марина СЛИЖ

Фото из открытых источников



Читайте также

Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
Дача горела ночью в Молодечненском районе – люди не пострадали
Сегодня ночью, 28 марта, в садоводческом товариществе недалеко от деревни Гай Молодечненского района загорелся дачный дом. Обошлось без жертв и пострадавших.
«Ребенок - главный пассажир». ГАИ в Молодечно проверяет перевозку детей
Сегодня, 28 марта, Kraj.by отправился в рейд с инспекторами ДПС. Проверили, как перевозят детей в автомобилях.