Опубликовано: 10 сентября 2021, 14:11
4044

Вы знали, что в километре от Вилейки есть старое кладбище с остатками костела и семейным склепом дворянского рода? Рассказываем о нем

В северной части Вилейки в километре от новостроек сохранился старинный некрополь. Первые захоронения здесь появились в конце XVII века.

А, быть может, и раньше, если учесть, что на месте кладбища в 7-6 веке до нашей эры вовсю кипела жизнь.

Известное-неизвестное кладбище

К малоизвестному в городе кладбищу мы пробираемся сквозь ромашковое поле. Наш экскурсовод – научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова рассказывает: с конца XVII века некрополь был общественным католическим кладбищем. Местные называют его польским.

Ромашковое поле

Ольга Колосова

– В Вилейке официально существовало три кладбища: иудейское недалеко от урочища Дубовка, православное – на улице 1 Мая и католическое – в северной части города. До 60-х годов на севере города была только мебельная фабрика и несколько строений рядом. А дальше – пустырь. Это сейчас от новостроек до захоронений – километр. А когда-то могилы располагались на отшибе. Кладбища умышленно были отдалены от города в том числе и по гигиеническим соображениям, – уточняет Ольга Колосова.

Примечательно и то, что в 7-6 веке до нашей эры на месте захоронений была жизнь. Научный сотрудник рассказывает, что нынешний некрополь – бывшее древнейшее городище раннего железного века.

– Городище произошло от слова «городить». В древности люди выбирали площадку на возвышенности, обносили земляным валом и огораживали от нападения диких животных. Обычно городища располагались на берегу рек. Кстати, здесь берет начало река Плеснянка, поэтому неудивительно, что рядом существовало городище. Со временем люди использовали подобные места под кладбища, – говорит Ольга Колосова.

Серьезных раскопок, добавляет наш экскурсовод, здесь никогда не было.

– Известно лишь об исследованиях археолога Ярослава Зверуго, после которых на городище нашли много керамики. Но таких масштабных раскопок, как на городище в Речках, здесь никогда не было, – уточняет историк.

Причем здесь улица Городищенская в новом микрорайоне?

Ольга Колосова рассказывает, что до 1966 года вблизи городища существовала небольшая деревня с аналогичным названием. До 1800 года имением Городище около Вилейки владели Городецкие и Спегольские, а в 1800-м – Ян и Александр Спегольские, Ян Белевич и Игнатий Кевлич.

До 1966 года здесь была деревня Городище

По словам научного сотрудника музея, до 1886 года имение причислялось к приходу куренецкого костела, а после – костеневичского. И уже со строительством Крестовоздвиженского храма в городе после 1913 года имение вошло в вилейскую парафию.

В то же время на самом кладбище с 1683 года существовал филиальный костел. Святыню возвели на каменном фундаменте из бруса, а в первой половине XIX века перестроили, украсив интерьер тремя алтарями: главным, двухъярусным и резным. 

Вот так выглядел в начале 20 века кладбищенский костел в Городище

– Крестовоздвиженского костела в Вилейке в ту эпоху еще не было, поэтому, не исключаю, что деревянный костел служил и часовней, где отпевали усопших, и святыней, – говорит историк и уточняет, что в годы жесткого гонения религии костел умышленно подожгли. Сегодня на месте святыни остались фрагменты каменного фундамента и большой деревянный крест.

Возле креста раньше был деревянный костел

От костела остались фрагменты каменного фундамента

Сколько в Городище в XX веке было хат и какой была сельская жизнь, в исторических документах не уточняется. Однако известно, что в 1966 году Городище, как и десятки других деревень и небольших хуторов, расселили.

Причина – ликвидация неперспективных населенных пунктов во времена хрущевских реформ: хутора сселялись, а небольшие деревни присоединили к другим, уточняет научный сотрудник музея.

Захоронения на католическом кладбище в Городище

Некоторые могилы отреставрированы

Так, с карты населенных пунктов Вилейского района исчезла и деревня Городище. А в новом микрорайоне Северный-2 появилась самая большая улица – Городищенская, названная в честь древнего городища и, возможно, сселенной деревни.

Дерево без ветвей и фамильный склеп

Несколько лет назад католическое кладбище взяли под охрану. Сегодня памятник археологии включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Попасть на одно из старейших кладбищ города можно со стороны Свято-Тихоновской церкви либо с трассы в направлении Порсы. К кладбищу ведут вдоль поля и кустарников неприметные гравийки.

Вдоль старинных захоронений с коваными и каменными крестами, чугунными оградами и новыми современными надгробиями – свои дорожки, которые местами заканчиваются тупиками из-за порослей.

– Трудно установить, сколько здесь похоронено человек, –  продолжает Ольга Колосова. – Если исходить из официальных данных, то счет можно вести от времен существования костела. Он находился практически в центре некрополя. Но если учесть существование городища, то первые захоронения здесь могли быть сотни лет назад.

Ольга Колосова замечает, что надгробия установлены по христианским канонам: если православных хоронят лицом на восток, то католиков – на запад. Практически все надгробия на старинном кладбище без фотографий. Недалеко от остатков костела покоится род Белевичей, Сулистровских и Спегольских. Здесь же похоронен известный на Вилейщине род Любанских.

Могила Константина Сулистровского

– Дворянин Александр Любанский известен как основатель первого в Вилейке промышленного производства – лесопильного завода, сегодня это – ОАО «Стройдетали». Кроме того, он был спонсором при строительстве вилейского костела и пожертвовал свою землю для его возведения. Известно, что Александр женился на дворянке Софье. Она была родом из Новогрудского района, но вскоре семья переехала на ее родину. В фамильном склепе, судя по метрическим записям куренецкого костела о погребениях в 1840-1860-х годах, известно, что в имении Любань скончались и похоронены на кладбище в Городище вдовец Ян Клечковский, проживший 72 года, а также девятилетний Сильвестр Стемпковский. В 1861 году здесь же похоронен Виктор Любанский. А сам Александр похоронен на родине жены, – уточняет Ольга Колосова.

Фамильный склеп Любанских

Многим захоронениям, продолжает историк, около века. Встречаются и богатые для той эпохи памятники. Такие могли позволить лица из местной знати и заказывали их обычно у мастеров в Вильнюсе и Варшаве.

Внимание привлекли памятник-обелиск с «карманом», вероятно, для свечи, и каменная композиция в виде дерева с отрубленными ветвями как символ окончания рода. В память о ком установлено это дерево, неизвестно.

– Обычно такие символические надгробия ставили в память о последнем в роду ушедшем из жизни человеке, – добавляет историк.

Современных надгробий на католическом кладбище немного, новых захоронений мы тоже не встретили. Ольга Колосова уточняет, что сегодня на этом кладбище лишь подзахоранивают людей: ушедшие из жизни католики находят упокоение на кладбище «Лесное», как и православные вилейчане.

Кто еще похоронен на северном кладбище?

Ольга Колосова рассказала, что в конце 80-х годов вместе с коллегой Натальей Ефимовой они собрали имена умерших и похороненных на католическом кладбище. Несмотря на то, что речь идет о сотнях ушедших из жизни людей, в списке историков – лишь 51 фамилия, которую в 1989 году удалось прочесть. В скобках – дата смерти.

  1. Каролина из Пышковских Зейфрит (1853)
  2. Камилла Стемпковская (1854)
  3. Винцент Игнатий Носович (1856)
  4. Войтех и Хелена Сенкевичи (1868 и 1894)
  5. Мария Сенкевич (1933)
  6. Анна и Антонина Ходасевич (1882 и 1900)
  7. Цезарь Свенторжецкий, вилейский городовой врач (1869)
  8. Феликс Добровольский (1869)
  9. Эмилия Белецкая
  10. Мечислав Коверский (1881)
  11. Бронислав Свидзинский
  12. Юзеф Свидзинский (1890)
  13. Рудольф Червинский
  14. Софья из Яковицких Зайковская
  15. Антонина из Ясевичей Сухоцкая
  16. Армеля Ступницкая (1901)
  17. Мелания Гардьер (1880)
  18. Мария и Владислав Клечковские (1922 и 1923)
  19. Зенон Родевич (1911)
  20. Мартин Нестерович
  21. Эдвард Пашкевич (1908)
  22. Винцент Деделло (1907)

23. Михалина из Желвовичей Волотовская (1906)
24. Исидор Белевич (1909)
25. Михаил Богуцкий (1907)
26. Мария Плёско (1912)
27. Эдвард Феликс Унгерман (1934)
28. Марица Унгерман (1897)
29. Текля из Озевичей Белевич (1937)
30. Антон Озеровский (1916)
31. Ян и Каролина Семашко (1877)
32. Зенон Семашко (1911)
33. Антон Александрович (1899)
34. Леонарда Перковская (1899)
35. Ежи Лушкевич
36. Антон Харевич (1882)
37. Мандрик (1875)
38. Эдвард Касперович (1934)
39. Эдвард и Констанция Шиляк (1942 и 1937)
40. Владислава Мельцер (1972)
41. Павел Дроздовский (1900)
42. Феликс Мачинский
43. Анна Сухоржевская
44. Жулия Винская (1886)
45. Юзеф Козловский (1884)
46. Платон Варсабо, доктор (1886)
47. Игнатий Рутковский (1906)
48. Каролина Козакевич
49. Анна из Вайдовичей Буйневич (1908)
50. Олимпия из Бобровских Лявданская
51. Феликс и Алоиза (1898)

Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора



Читайте также

Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
Сегодня ГАИ проводит профилактику безопасного передвижения на средствах персональной мобильности
29 марта Госавтоинспекция Минской области проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Движение по правилам - основа безопасности!».
Цена деликатеса – сожженный сарай. Мужчина в Браславском районе накоптил рыбы, но лишился сарая
В деревне Лапино Браславского района днем 28 марта загорелся сарай на частном подворье. Хозяин не пострадал и даже покушал копченой рыбы, но хозпостройки у него больше нет.