Путепровод в Молодечно стоил 5 миллионов советских рублей и строился под пуск троллейбусов
Балка путепровода в Молодечно длиной 33 метра, которая при его строительстве соединила правую и левую часть моста, была заложена 45 лет назад, 20 мая 1975 года.
Весь автомобильный мост над железной дорогой строился почти 4 года – с февраля 1973-го. Путепровод был открыт для движения в январе 1977 года.
Необходимость путепровода назрела из-за электричек
Первый секретарь Молодечненского городского комитета Коммунистической партии БССР Константин Турович помнит это строительство с первого до последнего дня.
Заслуженному работнику промышленности Республики Беларусь Константину Ивановичу Туровичу сейчас 79 лет, живет в Минске. Он рассказал kraj.by:
– Молодечненскую городскую коммунистическую организацию я возглавил, когда мне было 32 года. В 1973 году необходимость соединить две части Молодечно, разделенные железной дорогой, была очень актуальной. В 1967 году стали ходить электрички на Минск. 22 электропоезда в сутки. Переезд возле мясокомбината из-за этого часто был закрыт. Люди, которые ехали на работу, постоянно опаздывали. А опаздывать, например, на завод «Спутник», было нельзя, потому что он выполнял спецзаказы на военную продукцию для всего СССР.
Константин Турович рассказывает, что рассматривалось три проекта автодороги, которая пересечет железнодорожные пути и соединит две части города. Выбрали самый дорогой – путепровод над железной дорогой.
Город разделяла железная дорога
Заказчиками выступили сразу три высокие ведомства – Министерство путей сообщения СССР, Министерство дорожного строительства БССР и управление коммунального хозяйства Миноблисполкома.
Подрядчиками стали латыши. Начинал строительство рижский трест «Мостострой». В Молодечно под эту грандиозную стройку специально создали Передвижную механизированную колонну (ПМК). Ее возглавил начальник из Могилева, который привез с собой пять специалистов. Весь остальной штат работников набрали в Молодечно.
– Строительство обошлось более чем в 5 миллионов советских рублей, – вспоминает Константин Иванович. – Все согласовывалось не где-нибудь, а в Госплане СССР. 23 февраля 1973 года активисты забили первые сваи путепровода и пошли в Дом культуры железнодорожников на торжественное собрание, посвященное Дню Советской армии и военно-морского флота.
Копер для забивания свай, экскаватор, стройдетали: сваи и сваи-оболочки
– Но ведь на будущей строительной площадке были дома, – продолжает свой рассказ Константин Турович. – Там люди жили. Как сейчас помню: при сносе домов им выделили 144 квартиры. С жильем было туго, но для такого дела пришлось найти, куда отселить молодечненцев.
Рядом были жилые дома
Строительство стало целой отдельной историей. Постоянно проводились планерки, выпускались газеты-молнии, рассказывающие о буднях стройки. В ней особо активное участие принимали комсомольцы. Своих работников не хватало, было много приезжих, но доверяли только высококвалифицированным мастерам.
Высоту моста мерили чуть ли не рулеткой
– 33-метровая балка, уложенная ровно 45 лет назад, соединила путепровод, который строился с двух сторон железной дороги, в одну целую конструкцию. Приезжали специалисты, мерили высоту от рельса до этой балки чуть ли не рулеткой. Она должна была быть, насколько я помню, не менее 7,5 метра, чтобы под путепроводом спокойно проходили вагоны, – рассказал наш собеседник.
Высота моста должна была быть не менее 7,5 метра
Это был важный этап строительства, но далеко не последний, потому что на эту балку укладывались другие конструкции. Объявлялись конкурсы на лучшее благоустройство путепровода. И стройка еще продлилась более полутора лет.
– 30 декабря 1976 года подписали документы о сдаче строительства. В январе 1977-го путепровод открыли, – уточнил Константин Турович.
Строительство продолжалось почти 4 года
Для пуска троллейбусов по путепроводу не хватило 2 000 человек населения
– Теперь, наверное, никто не помнит, что путепровод строился под пуск по нему троллейбусов, – отмечает Константин Турович. – Мы с председателем горисполкома Евстафием Константиновичем Стаховским тогда даже в Москву ездили. И нам сначала обещали решить вопрос с троллейбусами. Одно троллейбусное кольцо должно было быть в Здемелево, второе – возле моста через Ушу, по дороге на Вилейку. Но для того чтобы пустить троллейбус, в городе должно было проживать 100 тысяч человек. Стали обращаться в статистические организации и узнали, что в Молодечно – 98 тысяч. И комиссия госплана СССР нам отказала в пуске троллейбусов. Всего 2 000 человек не хватило. Все документы по организации троллейбусного движения до сих пор где-то в архивах лежат. Вот, когда наберем в моем родном городе 100 тысяч людей, тогда можно будет эти документы поднимать и пускать троллейбусы, – сказал, улыбаясь, Константин Иванович.
Сергей ЗЕНЬКО
Фотографии предоставлены kraj.by заместителем директора по науке Минского областного краеведческого музея Эльвирой ЯХИМОВИЧ