«После работы хватает сил только душ принять!» Репортаж с поля под Молодечно, где комбайнеры убирают хлеб (фото)
Kraj.by побывал в одном из хозяйств Молодечненского района и из первых уст узнал о зарплатах и труде работников комбайнеров.
Мы в Полочанах – хозяйстве, которое в этом году идет в лидерах как по намолоту зерна, так и по урожайности.
В 10.00 работа на поле кипит: комбайны шумят так, что с непривычки закладывает уши, а пыль от зерна, кажется, оседает прямо в легких.
Занятые починкой неисправностей комбайнеры отмахиваются от журналистов, мол, некогда им позировать и интервью раздавать.
Удивительно, но почти в каждом экипаже комбайнеров есть молодые парни, среди водителей грузовых их тоже хватает.
53-летний Михаил Найденко работает комбайнером 11-й год. Вспоминая о том, как пришел в профессию, рассказывает:
– Ну что? Послали меня комбайн пригнать с польской границы, да так и оставили его мне. Начинал с помощника комбайнера, а потом и старшим стал.
Михаил Найденко
Утро комбайнера начинается в 6.00, а заканчивается в зависимости от погоды и культуры, которую они убирают. Если на очереди пшеница, увидеть комбайны в поле можно и в полночь.
– Возвращаешься домой и что-то делать уже времени нет. Сил хватает только душ принять, перекусил немного и спать, – делится комбайнер со стажем.
Сколько намолотишь, столько и заплатят
Сезон у комбайнеров стартует в июле и завершается в августе. Это период, когда можно заработать хорошие, по меркам белорусов, деньги. В остальное время Михаил Найденко работает водителем и зарплата там, конечно, ниже.
Михаил – первый «тысячник» в Молодечненском районе. Прямо в поле ему вручают благодарственное письмо от Молодечненского райисполкома и премию от Молодечненской районной профсоюзной организации Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса.
– Сколько намолотишь, столько и заплатят. За вчерашний день было 1 035 тонн, – рассказывает он. – В прошлом году 1 500 тонн намолотил, а в этом больше планирую, если комбайн не подведет. Может, получу каких 2000 рублей. Куда потрачу? Пока не знаю. В семейной копилке пусть полежат, а там будет видно.
В ассистентах у Михаила молодой парень. Он помогает обслуживать комбайн, поэтому его зарплата составляет 70% от заработка комбайнера.
– Попал я к дяде Мише и вот уже пять лет вместе работаем, – говорит 21-летний Александр Михалевич.
Подзаработать в поле он приезжает каждое лето во время университетских каникул. Получив высшее образование, парень планирует остаться в Минске. Деньги, вырученные во время жатвы, пойдут на будущее жилье.
Работа в поле, признается Александр, выматывает, но силы на ночные прогулки у парня остаются. Хотя случалось молодому помощнику и засыпать в кабине комбайна.
– Ночью гуляешь, приходишь домой, два часа поспал и снова встаешь на работу. А что? Молодым тоже хочется отдохнуть. Вообще я к труду привык – с 7-го класса работал на зерноскладе, сушильном комплексе, потом на комбайн пошел.
Каждая минута простоя комбайнером стоит денег. Напоследок делаю кадр в кабине и понимаю, что обстановка здесь совсем скромная: два сиденья, руль и пару кнопок на верхней панели. На вопрос, а где же музыка, Михаил Найденко отвечает:
– Не музыку слушать надо, а комбайн – где что застучит, затарахтит. А то можно и «поймать» что-нибудь.
Катерина СУШКО
Фотографии автора