Опубликовано: 28 мая 2018, 11:45
125

Писательница Тамара Лисицкая: Зачем меня учили шить трусы? Уроки труда в школах нужно сделать совместными – для М и Ж

Телеведущая и писательница Тамара Лисицкая рассказала, почему уроки труда в Беларуси нужно сделать общими, а не «для мальчиков» и «для девочек».

Справка: Тамара Лисицкая (род. 2 января, Минск) – белорусская телеведущая, телережиссер, сценарист, радиоведущая, диджей на радио, писательница.
ru.wikipedia.org

Изображение 1

Я бы в какой-нибудь идеальной школе сделала уроки труда совместными. Для М и Ж, пишет она в своем Фейсбуке.

Попробую объяснить от частностей к общему.

Тенденции таковы, что народ совершенно спокойно живет водиночку. В принципе, прорезается градус такой гендерной самостоятельности. Если мы говорим о тяжкой пахоте в поле или смене у мартена, тогда понятно, что мужик сам носок не заштопает – он просто пальцами иголку сломает, а еще раньше – шею жене за такое предложение.

Но в наше-то офисное время? Когда многие мужчины не держат в руках ничего тяжелее, чем гантельки на 16, разбираются в моде и отличают Medium Rare от Well Done? У меня в друзьях несколько мужчин-дизайнеров одежды, а уж о мужчинах-поварах вообще молчу. И нормальные такие повара и дизайнеры, от души.

В то же время полно девушек, которые спокойно собирают икеевскую мебель или сами мастерят подрамники.

Ну, это я поверхностно. А в целом, умение себя накормить и обшить пуговицами – это же нормально для современного мужчины. Оно понятно, что «я всегда в Интернете могу посмотреть, как суп готовится»... Так и я вот надысь в Интернете смотрела, как лампу поменять... А почему меня этой простой процедуре в школе не научили?

Человек тем круче, чем он универсальнее в мелочах. Я не говорю про высший электромонтерский пилотаж, но, ребят, лампа – это же и вопрос элементарной техники безопасности. Почему мальчикам в школе объясняли, хоть и не совсем цензурно, какой провод красный, а какой синий, а девочкам – нет? В расчете, что девочкам никогда не придется самим это делать? А если некому? Что тогда? Соседей просить? Мужа на час вызывать? Да, блин, бред.

Я бы в обязательной совместной трудовой программе школы давала общим курсом и для М, и для Ж:

- пришивание пуговиц;
- простая починка штанов;
- готовка разной еды первого уровня сложности;
- уход за посудой и кухней;
- забивание и выдирание гвоздей;
- вывинчивание-завинчивание шурупов;
- смена ламп;
- простая починка мебели, косяков, плинтусов;
- совместное строительства скворечников;
- и так далее. Такой хозяйственный ликбез.

Вот вы скажете, что так высот не достичь. Что таким смешанным коллективом не дойти до выстругивания, например, доски для разделки овощей.
Ну, не знаю. Вспоминаю уроки труда, потом осматриваю себя и понимаю, что не пригодилось мне особенно то мастерство.

Например, мы первые полгода в седьмом классе шили трусы. Долго, вдумчиво. Не партию, а одни единственные. Каждая ученица – себе.

Научилась ли я шить трусы? Отвечу честно: нет.

Не исключаю, что в каком-то апокалиптическом будущем такое умение бы пригодилось, но в сегодняшнем времени – нет. Да, спасибо, что вслед за мамой и бабушкой показали, как правильно вдевать нитку в иголку. Но все остальное лично мне не было нужно, я это уже умела, и с удовольствием поучилась бы выкручивать лампы.

Да, и вот тут вы скажете, что смешанным коллективом не дойти не только до выстругивания на 8 Марта маме доски для разделки, но и до трусов, которые (а вдруг) могли бы стать подспорьем. То есть, не трусы, а умение их шить. Совместное обучение же предполагает поверхностность и общесть.

Ну, пожалуйста. Какие проблемы? Школа всегда находится в поиске новых идей для кружков. Вот вам кружки – по углубленному шитью чего захочешь и выстругиванию тоже.

А в обязательное учебное время – обязательная хозяйственная библия. То, что каждый день может пригодиться и М, и Ж.

Еще важнее в совместном уроке труда – сам совместный труд.

Ведь оно как сейчас? И уже много-много лет? Четкое вбивание в детские головы понимания гендерной трудовой разделенности. Мужская работа – налево, женская – направо.

...Знаете, у нас в Серебрянке были очень лихие пионеры. Особой доблестью у наших мальчиков считалось на полном ходу влететь в женский туалет. Если это получалось, мальчик становился героем дня, все ему жали руку и хотели с ним обсудить увиденное. Как вы думаете, пытались ли эти мальчики влететь в кабинет женского труда?

Нет.

Не просто не хотели – это было позором. Какого-нить отщепенца другие пацаны могли втолкнуть, например, в дамский трудовой кабинет – причем он сопротивлялся, как перед гильотиной, – захлопнуть за ним дверь и не выпускать. Девочки, занятые мирным шитьем трусов, немедленно поднимали адский ор, и бедный вброшенный пионер пунцовел и бился в дверь, как раненый тигр о клетку. Каждая секунда нахождения в «дамской» комнате была как бы секундой пропитки цианистым калием и смертным грехом. Потом мальчик, конечно, вырывался и под ржание злых одноклассников убегал рыдать. И весь день парни его презирали.

Понимаете? 5 секунд пребывания в женском туалете – слава. 5 секунд пребывания в кабинете, где женский труд, – позор.

Девочки не ломились в мужские туалеты, но подвальчик с мужским трудом старались обходить стороной. Мне ни разу не довелось туда зайти, да и не хотелось. Судя по халату трудовика, там было зело грязно и вонюче. Нежные девочки росли, гордо игнорируя нечистую «мужскую» работу.

Вопрос риторический: это разве хорошо? Это нормально, что в детские нежные мозги еще на этапе школы втыкался такой кирпич?

Вы скажете: а при чем тут школа? Так было у всех дома. Смысл в школе учить иначе, если дома все равно все так?

Так я уже о нашем поколении не говорю... Я – об идеальной школе будущего.

Еще один пример опыления стереотипами и создания негативных установок:

...Когда мы уже пошили эти трусы, то стали учиться готовить всякие манники и макаронники. Были они жутки и бессмысленны, дома никто таким не питался, но по школьной программе убейся – но учись готовить манник.

Ну, ок. Готовили мы манник. И смотрели в окошко, как наши мальчики радостно носились по стадиону, поскольку их уроки труда часто отменялись из-за временной недоступности трудовика. Наша добрая трудовица каждый раз предлагала «позвать мальчиков, покормить манником». И снова среди девочек поднимался ор: какого черта?! Мы тут работали, манник готовили, а они там на стадионе балду пинали – и корми???

Я спросила у одной современной школьницы, че-как на трудах сегодня? Готовят, оказывается, пиццу, шаурму (ну, хоть не манник). Ок, хорошо, а делятся с мальчишками? Удивленный взгляд – чего ради? «Мы каждый раз покупаем продукты, приносим, готовим... Почему мы должны их кормить?»

Понимаете? А если бы вместе готовили хоть манник, хоть пиццу, вместе на продукты скидывались, вместе в духовку смотрели – ну, это же был бы совершенно другой тим-билдинг! А главное, уже с детских годков в головушках закладывалось бы важное, что домашний труд – он общий.

Изображение использовано в качестве иллюстрации. Фото с сайта pxhere.com

Изображение 2

Это клево, что вместе математику учат М и Ж, литературу читают вместе. Потом им будет проще во взрослой жизни понимать реакции на цифры и буквы у людей противоположного пола.

Но быта в жизни больше, чем литературы и математики. Каждодневного быта. Того самого, о который веками разбивается лодка.



Читайте также

Водоемы Вилейского района вышли из берегов. Есть ли опасность для жителей региона
В тематических рыбацких чатах и среди вилейчан активно обсуждается повышение уровня воды и разливы водоемов в районе. В частности, на акваториях Вилейского водохранилища и реках региона.
«В реке заметили фрагменты одежды». Тело 58-летней женщины достали водолазы из речки Друйки в Браславском районе
Недалеко от деревни Струневщина Друйского сельсовета Браславского района днем 18 апреля водолазы ОСВОД достали из речки Друйки тело погибшей 58-летней местной жительницы, которую искали с марта.
Дожди и ночные заморозки до -3°С. Погода на выходные
20 и 21 апреля скажется влияние холодных неустойчивых воздушных масс, днем погоду будут формировать фронтальные разделы, смещающиеся с территории Польши.