Один день из работы комиссии по трудоустройству в Вилейке. Район считается проблемным
Вилейский район два года подряд попадает в список территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.
В феврале безработные белорусы, которые должны будут оплачивать горячую воду по стопроцентному тарифу, получили жировки с предупреждением. На то, чтобы подтвердить свою занятость либо тяжелую жизненную ситуацию, им дали дополнительное время – до начала марта. Много обращений было по поводу «коммуналки»? Кого исключили из базы? Удалось ли кому-то подобрать работу?
Газета «Звязда» посмотрела, как в эти дни работает комиссия по содействию занятости в одном из проблемных районов – Вилейском. Два года подряд он попадает в список территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.
«Живу с мамой, она помогает»
Комиссия в районе собирается дважды в месяц. Все безработные, пришедшие на сегодняшнее заседание, – молодые мужчины.
Сельчанин Андрей последние месяцы «маялся по халтурам». «У меня дети есть, алименты висят», – коротко говорит о себе. Официальное место работы у него вот-вот должно появиться: на одном из предприятий через неделю увольняется вальщик леса, нужна будет замена, а у Андрея как раз есть соответствующий опыт.
– Давненько не работаете? – спрашивает комиссия.
– Даже не могу сказать...
– А живете где?
– У меня дом есть, но он горел, в плохом состоянии, приходится у друзей ночевать. Мне бы вопрос с жильем решить.
– С этим обещаем помочь, как только трудоустроитесь.
У горожанина Дениса работы нет с лета. До этого он был гальваником на заводе «Зенит», но ушел, так как не устраивала зарплата: по словам парня, вместе с премией выходило всего 400 рублей.
– Там вредные условия на производстве. В 24 года за такие деньги мало кто согласится работать. Сейчас живу с мамой, она помогает.
Денис пытался устроиться. Прошел по четырем предприятиям – везде отказали. «Судимость есть, поэтому не хотят брать», – объясняет.
Комиссия предлагает парню вернуться на «Зенит».
– За полгода, что вы там не работаете, ситуация могла измениться. Вот женщина оттуда недавно приносила справку, там зарплата 800 рублей была указана.
Такой вариант Денису не нравится. В результате ему выдают направление на Вилейский ремонтный завод – может, там все сложится.
Последний мужчина, который обратился в комиссию, признается, что никакой специальности у него нет: учился когда-то на актера, но так и не закончил. Работал много кем: и администратором, и заведующим магазина, и грузчиком.
– А барменом не хотите пойти? – листает комиссия список вакансий в районе.
В составе комиссии 18 человек. Это представители разных сфер: социальной сферы, ЖКХ, экономики, налоговых органов, профсоюза, МЧС, депутаты разных уровней.
– Ой, нет. Хотелось бы найти что-то связанное со строительством.
Правда, как оказалось, направление на такую работу мужчине выдавали. Он туда пока не спешит. «Вакансия на селе, а хотелось бы что-то ближе», – вздыхает.
Кого освободили от полной оплаты «коммуналки»?
За год, что работает комиссия, в нее обратились 106 жителей района. Три четверти из них – асоциальные личности. 34 человека удалось устроить на работу.
Теперь задачей номер один было отработать базу не занятых в экономике, а именно тех, кому придется оплачивать по стопроцентному тарифу горячую воду. Первоначальный список после уточнения сократился: туда по ошибке попали некоторые пенсионеры, студенты, военнослужащие. Кто-то подтвердил, что работает за рубежом. Хотя были и те, кто посчитал, что дешевле заплатить за воду по полной, чем переводить документы.
– Мы ходили по домам потенциальных плательщиков, с каждым пытались встретиться или созвониться, – комментирует председатель районного Совета депутатов Елена Чеботарь, возглавляющая комиссию.
Комиссию возглавляет председатель районного Совета депутатов Елена Чеботарь
Она вспоминает, что было три случая, когда людей освободили от оплаты «коммуналки» по тарифам для незанятых в связи с трудной жизненной ситуацией. У одного мужчины жена болеет онкологией, и он ездил работать в Польшу, чтобы купить лекарства. Второй попал в реанимацию. В третьем случае об ослаблении просила женщина, чей муж – собственник квартиры – 20 лет как уехал, да так и не вернулся, а развестись и выписаться из квартиры готов, только если она заплатит ему 20 тысяч долларов.
– Не только на заседании обращаются, приходят и в другие дни, звонят, – замечает Елена Чеботарь. – Некоторые просят найти им более высокооплачиваемую работу в их районе. Мы предлагаем: есть пустующие здания, возьмите откройте там свое дело, первоначальную бюджетную помощь вам дадут. Сразу находится тысяча отговорок.
Депутат считает, что иногда, чтобы найти работу, людям не хватает желания.
– Приходит как-то мужчина без определенного места жительства. «Мне работать негде», – заявляет. Мы нашли ему вариант – дрова колоть. Потом узнали, что он так и не дошел – его забрали на сутки.
«Уволенных на 20 процентов больше, чем принятых»
Проблема с поиском работы для Вилейки не нова. Еще в 2006 году район был отнесен к территориям с устойчиво высоким уровнем безработицы.
– В прошлом году у нас уволенных было на 20 процентов больше, чем принятых на работу. Закрылся, например, онкодиспансер, а это минус 50 рабочих мест. Многие ездят на заработки в другие регионы – в Молодечно, Боровляны. Мы уже два раза проводили ярмарку вакансий для предприятия «Кроноспан», которое находится в Сморгонском районе, – описывает ситуацию заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Вилейского райисполкома Татьяна Титуленко.
Татьяна Титуленко: "Из числа безработных 30-35% хотели бы работать сторожами".
Когда-то градообразующим предприятием был «Зенит», где трудились около семи тысяч человек. Сейчас в коллективе меньше тысячи работников. Человек 500 работает на заводе «Стройдетали», около 200 – на мебельной фабрике, еще столько же – на хлебозаводе.
– По моему мнению, в таком городе, как Вилейка, должно быть много небольших предприятий. Ведь, если что-то случается с крупным заводом, людям некуда деваться, – считает специалист.
В настоящее время в регионе открыто около 300 вакансий. Не хватает врачей, руководящих работников в сельское хозяйство, ветеринарных врачей, зоотехников.
– В основном нужны квалифицированные специалисты. А из числа безработных 30-35 процентов не имеют «послужного списка» и хотели бы работать сторожами, так как в их понимании это легкая работа, – делится Татьяна Титуленко. И вспоминает, как сама когда-то была в числе безработных: – Я сюда из Гомельской области переселилась, из-за радиации. Когда искала работу, абсолютно никого в городе не знала. Шла по улице и заглядывала туда, где видела вывески «Хлебозавод», «Парикмахерская», и пока доходила от общежития до другого конца города, находила себе две вакансии. Так, всякие бывают амбиции и зарплаты, но то, что здесь вообще нельзя найти работу, – неправда.
Кстати, о зарплатах. Чаще всего в вакансиях встречаются цифры 400–500 рублей. Изредка можно увидеть 700–900: столько, например, готовы платить трактористу, милиционеру-водителю, инспектору ГАИ, провизору.
– Как правило, наниматель прописывает минимальную зарплату согласно штатному расписанию. А потом к ней начисляются надбавки, премии. Хотелось бы, конечно, больше. Считаю, для нашего региона 600–800 рублей – это хороший заработок.
Если говорить о новых производствах, то в городе ожидают, что через три месяца здесь запустят цех «Элемы». Уже проводили ярмарку вакансий для фабрики. Думали, мало людей обратится, так как недавно были рабочие места для швей, и они долго не заполнялись. Но на сегодня есть уже 50 человек, которые готовы работать в новом цехе.
– Хотелось бы, чтобы инвесторы приходили к нам: здесь есть площадки. Плюс хорошее месторасположение относительно Минска: сто километров вообще не расстояние. Знаю, что многие горожане, которые уехали работать в столицу, готовы сюда вернуться, так как половину зарплаты там отдают на квартиру, – добавляет Татьяна Титуленко.
Специалист рассуждает, что нужно использовать туристический потенциал: это перспективная отрасль для развития региона и создания новых рабочих мест. Как пример – два года назад придумали фестиваль «Юшка-фест» на берегу Вилейского водохранилища. Председатель исполкома тогда очень волновался, что люди не поедут. Рассчитывали, что на празднике будет человек 500 – а собралось тысяч пять.
– К сожалению, не хватает тех, у кого есть предпринимательская жилка, – сетует заместитель начальника управления. – Ну, так воспитывали нас: раньше было не принято, даже унизительно своим бизнесом заниматься, вот за станком стоять – другое дело. Поэтому нужно начинать работать со школьниками, поощрять проявлять инициативу с малых лет.
Наталья ЛУБНЕВСКАЯ
Фото Анны ЗАНКОВИЧ