Опубликовано: 07 ноября 2022, 12:17
4590

«Непривычно идти, когда под ногами «ходит земля». Как мы исследовали пять подвесных мостов в Вилейском районе

Пробовали ходить по подвесным мостам? Кажется, вот- вот под тобой провалится доска или нога ступит мимо, и ты упадешь вниз. Опоры такого моста – где-то на берегу, а конструкция раскачивается, как только сделаешь первый шаг.

Подвесные деревянные мосты до сих пор используются местными жителями и являются самобытными образцами народной культуры, притягивающей туристов со всей Беларуси. Мосты в Вилейском районе стали знаменитыми в Беларуси, к ним приезжают специально туристы. А там действительно есть на что посмотреть. В Вилейском районе мы посетили пять мостов, сосредоточенны они в одной стороне на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга.

В последний выходной октября журналист Kraj.by вместе с молодечненцом Владимиром отправился к подвесным мостам.

Решили ехать на велосипедах, чтобы полюбоваться последними осенними днями. До Вилейки добрались на утреннем поезде Минск-Полоцк, оттуда направились по маршруту.

Новенький, скрипучий и добротный

Первой точкой на маршруте был подвесной мост в агрогродке Нарочь. Это один из самых больших отрезков на маршруте, протяженностью около 19 километров. Прибыв в агрогородок, мы спросили у местной жительницы про мост. Нам рассказали, что, где и как, поэтому мост нашли без труда.

Он оказался новеньким: слышно было, как поскрипывает еще не притершиеся друг к другу деревянные брусья. Но самое интересное, когда мост начинает раскачиваться. Непривычно идти, когда под ногами «ходит» земля. Но почему была уверенность, что с него не упадешь. Может быть потому, что он новый, с добротными перилами, на которые можно опереться. К тому же мост – на старых могучих тросах.

Конструкция перекинута через реку Нарочанка и связывает агрогородок Нарочь и деревню Поповцы. У местных жителей он пользуется спросом, люди часто ходят по нему. Если перейти мост в сторону деревни Поповцы, то недалеко от дороги, ведущей в деревню, можно найти место для пикника на берегу реки.

Повеяло стариной

Немного отдыхаем здесь и отправляемся к следующему мосту в деревню Набережная.

Время в пути на велосипеде составило 40 минут, расстояние – девять километров. Мост расположен в самом конце деревни и также, как и первый, перекинут через реку Нарочанка. По этому подвесному мосту можно попасть в деревню Паромец 2. Длина моста около 25 метров.

Когда мы подъехали, у моста местная жительница подметала опавшие листья. Она рассказала, что тросы для моста в свое время дали военные. На доски сбрасывались деньгами жители деревни. Из лесхоза привезли бесплатно прицеп еловых бревен. А мост делал ее сын и другие мужчины.

В отличии от моста, расположенного у агрогородка Нарочь, от этого веет стариной. Он уже более шатающийся: от качки есть небольшой мандраж. По краям, при спуске, по настилу набиты деревянные бруски – для более безопасного спуска в зимнее время года. Перила сделаны с одной стороны, и со временем немного обветшали. Эффект «ненадежности» добавляет адреналина.

Попросить сил у дуба

Переходим на противоположную сторону к деревне Паромец 2 и движемся к следующей точке маршрута – к мосту возле деревни Принта. По пути встречаем много могучих и красивых дубов. Один из них у дороги, выглядел необычно: на верхушке построена площадка из досок, а нижняя часть ствола увешана разноцветными лентами. По местной легенде, если положить под дуб кусочек хлеба и повесить ленту, то дерево придаст силы.

С первого раза не удается найти мост, даже расспросив о нем у местных. Через какое-то время плутаний, выходим к точке. Оказалось, что моста практически не существует: остались только тросы, натянутые над речкой Нарочанка. Но места возле этого подвесного моста очень красивые. Здесь можно остановиться с палаткой на ночевку и любоваться сказочными дубами.

Время на дорогу к этому мосту составило 20 минут, расстояние – около трех километров.

Попытка преодолеть реку в исполнении молодечненца Владимира. Не повторять, опасно

Запрещается раскачивать мост и прыгать с него в реку

Долго не задерживаясь у дубов, едем дальше в деревню Войдени. Из-за того, что не получилось перейти по мосту, пусть к следующей достопримечательности увеличился кратно и составил более восьми километров. Мост находится за деревней, чтобы попасть к нему, нужно проехать через населенный пункт вперед по дороге.

Приехав на место, увидели информационную табличку у моста, как оказалось единственную на всем пути. Из нее узнаем, что нельзя одновременно находится на мосту более шести человек, категорически запрещается раскачивать мост и прыгать с него в реку. Видно, что жители деревни Войдени заботятся о мосте. Он нам показался самым длинным из всех. К ощущениям от качки добавляется восторг от от пройденного расстояния над речкой Нарочанка.

Неожиданный привал на середине моста

До последнего, пятого моста в деревне Ручица, – около пяти километров. Это расстояние проезжаем за 40 минут. В пути останавливаемся, чтобы полюбоваться красотами, поэтому времени на дорогу ушло больше.

Местечко начинало свою историю в 1501 году. Каплица напоминает о разрушенной усадьбе рода Огинских – маентке Ганута. Она, укрытая от дождя, стоит через дорогу от местного озера. Рядом, на озере с металлической дамбой, открывается живописный вид на белоснежную Свято-Успенскую церковь с яркими куполами, построенную в 1881 году.

Добравшись до последнего деревянного подвесного моста, встречаем местного приветливого пса, который милостиво принял из наших рук еду прямо на мосту. Мост оказался самый широкий из всех, какие мы обошли, и достаточно длинный. Ближе к середине моста сделаны две «площадки», как бы приглашая туристов присесть и опустить ноги к водной глади. Усевшись на площадку, перекусили и покормили собаку. Наш друг оказался весьма деликатным: ел почти все, но сам к еде не лез, а терпеливо ждал новой порции. Он настолько был благодарен за еду, что при появлении у моста других туристов, начал лаять на них.

Мост оказался чувствительным к нагрузкам: даже от веса небольшой собаки конструкция начинала раскачиваться со стороны в сторону.

Последняя точка маршрута – железнодорожная станция в Вилейке, оттуда мы возвращаемся в Молодечно. Успеваем только на вечерний поезд, который отправляется около 19 часов. Преодолев почти 19 километров на велосипедах, приезжаем на вокзал. За день, проведенный на велосипеде в дороге усталости не ощущалось. Может потому, что маршрут оказался насыщенным, полным новых впечатлений.

Михаил МАРЖЕВСКИЙ
Фотографии автора

Читайте также

Михаил Грамафонов: «Хочу внести свой вклад в написание истории вилейского футбола»
В прошлом сезоне молодечненец Михаил Грамафонов стал лучшим бомбардиром ФК «Вилия». За четыре игры текущего сезона форвард команды забил 1 гол и отдал четыре голевые передачи.
В Островце в искусственном водоеме обнаружили погибшим мужчину
Из искусственного водоема в Островце работники РОВД извлекли из воды мужчину, которого на поверхности воды на расстоянии метра от берега обнаружила прохожая.
Станут ли дешевле ночные тарифы на зарядку электромобилей в Молодечно и Ошмянах?
Сеть зарядных станций BatteryFly анонсировала внедрение новых ночных тарифов на зарядку электромобилей, которые будут на 25% дешевле дневных. В компании подчеркивают, что эти изменения будут действовать на постоянной основе.