«Не песок возим, а людей». В Молодечно автопарк получил пять новых автобусов
В последний день ушедшего 2022 года в Молодечно автобусный парк №4 получил пять новеньких автобусов МАЗ. Водитель с 40-летним стажем Николай Адашкевич – в числе претендентов на одну из машин.
Новый 2023 год – юбилейный в стаже Адашкевича, который возит пассажиров по маршруту №9. Один из самых опытных водителей молодечненского автопарка в наступившем году отмечает 40-летие работы на одном месте. 19 декабря Николай Евгеньевич отпраздновал и юбилей жизни. Ему исполнилось 60 лет. 2 января мы поговорили о новых МАЗах.
Разговор так же шел об автопарке, пассажирах, о том, почему водителю городского транспорта нельзя приезжать на остановку раньше указанного в расписании времени. И о том, в каких случаях молодечненцы вообще могут не дождаться на остановке автобуса.
– Николай, что можете сказать о новых МАЗах?
– Марка машины – МАЗ-203.047. Хороший автобус городского типа предназначен именно для работы в режиме города. Например, МАЗ-206, который получили в ноябре, больше подходит для пригородных рейсов, там кабина водителя небольшая. Сейчас новые машины стоят пока на стоянке в автопарке. Ждут своего распределения. Их нужно зарегистрировать в ГАИ, получить номера. Пару дней на это понадобится. Автобусы – заводского исполнения, на гарантии, прошли обкатку, никаких дополнительных технических доработок не требуют. Зарегистрируются и поедут.
– И Адашкевич сядет за руль одного из них.
– Давайте не будем торопиться. Ключи я пока не получил. Директор автопарка Виктор Викторович Рутковский намекал мне на это, но посмотрим. Во всяком случае, моя фамилия должна быть в пятерке водителей, которые претендуют на новую машину. Вообще, за свою 40-летнюю работу я до сих пор трижды получал новый автобус – один «Икарус» и два МАЗа.
«Свой автобус я сделал для себя вторым домом»
– Признайтесь: хочется ведь сесть за руль нового МАЗа?
– Признаюсь: хочется. Но дело в том, что я испытываю двоякое чувство. С одной стороны, всегда стремишься к чему-то новому. Интересно попробовать то, к чему еще не приспособился. А с другой стороны, мне жалко бросать свой старый автобус. Я на этой машине езжу 10 лет практически по одному девятому маршруту. Автобус за эти годы проехал по Молодечно 750 000 километров. Представляете? Вместе с тем, я ни разу с ним не становился на долгий ремонт. В двигатель никогда не проникал, менялись только расходные материалы. У него подвески до сих пор заводские. Все в нем создал сам для себя. Он – второй мой дом. И автобус отвечает мне тем же. Не подводит в дороге. Вообще, как ты с машиной обращаешься, так и она к тебе будет относиться.
С появлением новых автобусов расписание в Молодечно не изменится
– В городе стало больше автобусов. Количество рейсов городского транспорта увеличится?
– Нет. Новые машины заменят старые, у которых выработан ресурс. Решать, конечно, начальству, но думаю, что расписание движения автобусов в городе не изменится. Оно сформировалось и скорее всего, останется прежним.
– А как формируется это расписание?
– В основном – по работе кондукторов, которые после каждого рейса отмечают количество проданных билетов. Видно, в какое время их продается больше. Соответственно, в это время больше поток пассажиров. Так подгоняется и расписание. Плюс – свои корректировки вносятся из-за разных других факторов, которые влияют на изменение пассажиропотока. Например, маршрутки на Минск стали делать больше остановок в городе, соответственно, людям уже не надо ехать на вокзал, чтобы сесть на эту маршрутку, и на городской автобус они не идут. Коронавирус повлиял на количество пассажиров. В пандемию люди стали ездить меньше – и расписания наших маршрутов в соответствии с этим корректировали. Сейчас оно уже более-менее стабильно, и вряд ли будет меняться.
– Я как пассажир сталкивался с тем, что городской автобус не приходил по расписанию, да и молодечненцы иногда на это жалуются. Давайте объясним, при каких обстоятельствах такое случается?
– Автобус может не приехать на остановку, если водитель в пути поймает на дороге колесом какой-нибудь болт. Рейс может не продолжится из-за поломок, внезапных аварий в пути. Автобусы опаздывают из-за сложных погодных и дорожных условий – снег, гололед. Да просто водитель может заболеть и не выйти на работу. Мы ведь тоже люди. Пассажиры должны это понимать.
– Как вы следите за тем, чтобы ехать точно по графику?
– К остановке нам запрещено подъезжать раньше указанного в расписании времени. Позже – разрешается. Допускается опоздание до трех минут. Другое дело, что не всегда в эти три минуты получается уложиться по тем же причинам, о которых я уже сказал. А как слежу, чтобы укладываться? Да вот у меня в кабине трое часов. Заводские и двое своих.
Подъем на работу – в 02.50
– В какое время встает на работу Николай Адашкевич?
– Если работаю в первую смену в будний день, то в 02.50. В 04.00 выхожу из дома. Иду пешком до автопарка из своего частного дома. Дорога занимает около 20 минут. Выезд в первый рейс – в 04.40. Обед – с 10.15 до 11.15. Конец смены – в 15.25. Вторая смена – с 15.25 до 23.32. Вот такой рабочий график.
– Николай, но работа ведь у вас монотонная. Изо дня в день одно и то же. Кружитесь туда-сюда целую смену. Не надоело?
– Я водитель с 1980 года. В нашем автопарке тружусь с 1983-го, когда вернулся из армии. И не надоело, представляете? Не считаю свою работу монотонной. Для меня каждый рейс интересный. Всегда все разное. Пассажиры, проезжающие мимо машины. Сегодня мужчина садится в автобус в пальто, он же завтра – в шляпе. В 1980-е годы в Молодечно было 3 000 машин. Сейчас их – 40 000. Какая же тут монотонность? На дороге каждую минуту сосредоточено внимание. Я ведь не песок вожу, который может высыпаться – и ничего страшного не случится. Людей везу, а они мне за это платят свои деньги. Поэтому ответственность чувствую колоссальную за безопасность пассажиров. С годами опыт накапливается, и мне теперь уже достаточно одного взгляда, чтобы оценить обстановку на дороге. У водителя автобуса в первую очередь все проходит через мозг, и устаешь больше морально, чем физически.
– Были за все эти годы нештатные, опасные, аварийные ситуации, жалобы пассажиров?
– Не было, слава богу. И пассажиры на меня не жаловались, а вот в автопарк звонили с благодарностями водителю маршрута №9. Мой автобус знают. Однажды как-то табло погасло, на котором маршрут указан. Так пассажиры на остановке все равно сели в салон. По внешнему виду уже знают, что это «девятка».
Солидарность водителей, автопарк, работники, зарплата
– Зачем водители автобусов, когда разъезжаются в городе, каждый раз приветствуют друг друга, поднимая руку? Разве перед выездом в рейс они не виделись в автопарке?
– Да виделись, конечно. Знаете, это ведь не приветствие даже, а знак того, что на маршруте все в порядке. Солидарность, что ли. Я за смену с одним и тем же водителем могу три-четыре раза разминуться, и всякий раз мы приветствуем друг друга. И потом, лучше ведь десять раз поздороваться, чем один раз поссориться, правда?
– Как дела в автопарке? Водителей хватает? Платят нормально? Уйти желания нет?
– Насколько я знаю, наш автопарк сейчас в почете. Прибыль есть. Да и потом, лишь бы кому пять новых автобусов, наверное, не дали бы. С водителями сейчас тоже все нормально. На городских маршрутах осталось два «аксакала» – я и Бенон Шемет-Полочанский, у которого стаж более 40 лет. Молодые приходят – Леша Космач, Женя Струков. Ударные такие ребята. Зарплата достойная. Если работаешь, конечно, как следует. Во всяком случае, она не меньше среднестатистической по Беларуси. Бросать эту работу у меня резона нет. Во-первых, это мое призвание. Во-вторых, я поддерживаю династию. Мой отец Евгений Николаевич работал в этом автопарке водителем, начальником отряда и мастерских. Да и до пенсии мне три года осталось.
Если бы не стал водителем автобуса – был бы генералом, выращивающим виноград
– Николай, можете представить, кем бы вы могли стать, если бы не стали водителем?
– Генералом. Я когда-то жил на Замковой улице, напротив воинской части. Очень мне нравилось это военное дело. Я и в армии, когда служил в Подмосковье в войсках связи КГБ, возил командира части. Но вместе с тем, всегда хотел быть водителем. Стал им и не жалею.
– Водительскую династию есть кому передать?
– Сын Евгений работает начальником отдела логистики на частном предприятии в Заславле. Невестка Оксана сейчас в декретном отпуске с моей внучкой Аннушкой, которой два года и восемь месяцев. Внуку Владу девять лет, но он скорее династию отца продолжит, чем деда. Мы с женой Светланой в своем доме живем вдвоем. Она у меня ветеран кондитерского производства на хлебозаводе. Дети квартиру себе купили сами, но бабушку с дедушкой не забывают. Мне на каждый день рожденья дарят современный мобильник, на котором можно ставить напоминания, когда в рейс выезжать. С такой техникой не опоздаешь.
– Как бы вы ни любили свою работу, в свободное время тоже нужно чем-то заниматься.
– Когда ты живешь в частном доме, проблемы «чем заняться» не существует. Все время найдется, что подделать, поправить. Да и хобби есть – я виноград выращиваю. И цветы вместе с женой.
– Новый год как встретили?
– Как положено, со Светланой проводили старый 2022-й, в полночь встретили новый 2023-й. Выпили по бокалу детского шампанского. А 1 января в 08.28 я уже выехал за первыми пассажирами в наступившем году.
Сергей ЗЕНЬКО
Фотографии автора