«Нас шпыняют по кругу, а тепло так и не дают». В квартирах домов по улице Чигуночной в Молодечно +17, пенсионерки спят в халатах и свитерах
В редакцию Kraj.by позвонила жительница дома №31 по улице Чигуночной в Молодечно. В квартирах этой двухэтажки холодно, а помочь людям не могут ни в одной из инстанций, куда они обращались.
Утром во вторник, 19 ноября, в редакцию Kraj.by позвонила Вероника. Девушка рассказала, что живет на втором этаже дома № 31 по улице Чигуночной в Молодечно.
— Помогите обратить внимание на нашу проблему, куда только ни обращались, сколько ни писали, а толку нет, — эмоционально говорила молодечненка. — Нас шпыняют по кругу, а тепло так и не дают.
Вероника работает, поэтому предложила встретиться со своими соседями, ведь проблема общая: холодно и на первом, и на втором этажах во всех квартирах.
Указанный девушкой дом расположен вблизи железнодорожного вокзала, рядом проходит железная дорога. Этот и соседние дома были построены для железнодорожников, на балансе железной дороги были и оказываемые жильцам коммунальные услуги.
Первой нас встретила пенсионерка, квартира которой расположена на втором этаже.
— Проблемы с отоплением начались четыре года назад, когда дом передали «Коммунальнику», — вспоминает она. — Обращаемся ежегодно в разные инстанции, приходят из ЖРЭУ, что-то посмотрят, но теплее не становится.
По словам собеседницы, самая теплая комната — кухня. Пока готовит, греется.
На термометре в жилой комнате на одной из стен 17 градусов тепла, на второй еще меньше, 16.
Для обогрева она использует обогреватель, но электричество дорогое, поэтому включает, когда совсем уж невмоготу.
В углу следы плесени и сверху, и внизу.
Идем в соседнюю квартиру. Здесь нас встречает Янина Рынкевич.
Она показывает дальнюю комнату, спальню, которой старается не пользоваться, живет в основном в комнате, расположенной между кухней и спальней.
В спальне термометр показывает на межкомнатной стене 17 градусов тепла.
— Батареи еле теплые, откуда ж взяться теплу в квартире, — рассуждает Янина Михайловна.
В комнате, которая теплее, в центре на столе воздух прогрелся до +18,8℃.
Первый этаж в любом из многоквартирных домов считается более прохладным. Спускаемся в одну из квартир, где живет женщина-инвалид. Передвигается она с трудом, говорит, что из-за малоподвижного образа жизни холод ощущается особенно сильно. Теплая одежда — обязательный атрибут каждого дня.
— Самая большая проблема — помыться в таком холоде, — сетует пенсионерка.
В ее квартире в самом удаленном от окон и наружных стен углу, +17,5℃.
По словам жильцов дома № 31, такая же ситуация в соседнем, 27-м доме. Направляемся туда.
В квартире на первом этаже женщина показывает комнату, в которой начала ремонт, но из-за низкой температуры не может начать клеить обои.
— Сплю в теплом халате и свитере, — показывает она одежду на кровати. — Батареи еле-еле теплые сверху, а внизу совсем холодные.
Kraj.by связался с УП «Коммунальник», где нам пояснили, что центральный тепловой пункт, подающий тепло к этим жилым домам, находится на балансе Минской дистанции гражданских сооружений УП «Минское отделение Белорусской железной дороги», и, по их мнению, именно эта организация может решить вопрос с температурой. Коммунальные службы провели летом гидропромывку систем, что должно было улучшить теплоснабжение. Также они сообщили, что сегодня по указанному адресу направят сантехника, который проверит, развоздушены ли батареи.
В Минской дистанции гражданских сооружений нам порекомендовали направить официальный запрос для получения интересующей информации. Однако запрос в адрес железнодорожников направляли ранее жители проблемных домов, но проблема так и не решена.
Вероника прислала Kraj.by переписку, которую вела весной 2024 года вместе с жильцами своего дома. Это ответы из Минского областного исполнительного комитета, Молодечненского райисполкома, Белорусской железной дороги. В официальных письмах подробно описаны меры, принятые службами по улучшению теплоснабжения. Однако новый отопительный сезон показал их неэффективность.
Валентина ДОВБЕНКО
Фото автора