Многие программы нашего подсознания пишут малограмотные программисты – мы сами. Зачем нужна психотерапия фобий?
На эту тему рассуждают психолог Геннадий Иванов (Москва) и врач-психотерапевт, психиатр-нарколог Николай Суровцев (Молодечно).
Вы спросите, почему именно они? Скажем так, специалистов, разбирающихся в трансовых техниках, не так уж много. Тем более интересным показался тандем из психолога и врача, специализирующихся на лечении фобий.
Геннадий Иванов: В последнее время обозначилась тенденция на легализацию психотерапии. Все чаще люди говорят вслух: я работаю с психотерапевтом. Хотя еще недавно многие не видели разницы между психиатром, психотерапевтом и психологом.
Николай Суровцев: Если в психотерапию пошел мужчина, то это воспринималось как слабость. Ведь «настоящие мужики решают свои вопросы сами».
Знаете ли Вы, что у человека – минимальное количество инстинктивных программ по сравнению с другими видами и самый долгий период взросления? Думали ли Вы когда-нибудь, почему котенок через несколько недель – это уже маленькая кошечка, готовая носиться по квартире, а человеческий ребенок в этом же возрасте еще не может осознанно коснуться пальцем лба? У котейки все базовые программы поведения уже записаны в черепной коробке от рождения. Быстрый период активации и привыкания – и все.
Мы же вынужденно оказались чемпионами по обучению и спокойно записываем себе все необходимые программы в процессе взросления. Да, на это уходит лет пять, но это имеет свои преимущества.
У гепарда 95% программ прошиты сразу. Помести его в условия Сибири – конец гепарду. Бурому медведю тоже будет не сладко, если его переместить в саванну.
А человек записывает все программы поведения, исходя из настоящего, включая социальные, географические и прочие данные. Именно поэтому мы обогнали тараканов по выживаемости и распространились по всему земному шару. Преимущество в обучении делает нас идеально приспосабливаемыми к любым условиям, только дайте нам 3-5 лет на старте.
Геннадий Иванов: А кто автор подсознательных блоков?
Николай Суровцев: Многие программы, которые находятся у нас в подсознании, пишутся малограмотным программистом – нами же в возрасте до 5 лет.
В процессе получения необходимого опыта мы все заняты решением двух первичных базовых программ:
- выжить,
- максимально быстро приспособиться к окружающей среде, включая социум, т.е. обучиться.
Именно поэтому детей не остановить в процессе познания мира: хочешь жить – успей учиться. И мы учимся. Как можем. Мыслительный аппарат еще слабый, поэтому мы пишем все это себе в подсознание, как получается.
Если какая-то модель поведения позволила мне выжить, то я запишу ее и буду воспроизводить уже автоматически. Она уже «проверена на эффективность» и, главное, на воспроизведение можно не тратить умственную энергию.
Геннадий Иванов: Кроме того, мы экономим и время на обучение новому варианту поведения. Зачем – старый же в прошлом сработал!
Николай Суровцев: И вот эта вся механика приводит к тому, что мы к 5 годам формируем себе набор программ, которые руководят нашим поведением в дальнейшей жизни. Еще раз:
- это программы, созданные детским мыслительным аппаратом, с минимальными входными данными и с полным отсутствием критической логики;
- это программы, которые способствовали выживанию в возрасте 1-5 лет.
Т.е. актуальность всего этого для взрослого человека с его возможностями выживать, взаимодействовать с окружающим миром и т.д. вызывает много вопросов.
Геннадий Иванов: Дело в магическом мышлении?
Николай Суровцев: Самое главное – детское мышление эгоцентричное и инфантильно-магическое. Я центр вселенной, и все должно быть так, как мне хочется. Я маленький, мир большой, взрослые и мир мне должны.
Примерно такой набор установок имеет каждый первый в детстве. И это повышает наши шансы на выживание.
Вот, например, ребенок. До 5 лет он сформировал свой набор представлений о мире, в том числе список того, что этот мир ему должен. Вот только миру все равно.
И дальше выбор за человеком. Или оставаться до самой смерти с набором детских программ и иллюзий о «мне должны». Или становиться адекватным и постепенно переписывать исходные программы поведения и реагирования. Оставлять то, что важно. Понимать, где «костыли» – какие-то паттерны поведения, которые исполняются так себе, но это работает, и которые трогать нельзя, потому что на них держится вообще весь набор базовых программ. И переписывать все, что не актуально. Включая свои иллюзии относительно мира.
Геннадий Иванов: Как? В терапии. Когда опытный товарищ говорит тебе: «Смотри, вот здесь у тебя фигня в жизни происходит, а тут ты вообще тупишь».
Т.е. вся психотерапия и психологическое взросление – это болезненный (хотя есть мнение, что не обязательно так) путь отказа от иллюзий о себе и мире.
А психологическая зрелость – это более-менее объективное и адекватное понимание себя, своих границ, своих обязанностей и прав как взрослой, автономной личности.
Можно ли оставаться до смерти в психологическом возрасте 5-летки? Да.
Николай Суровцев: У нас 95% страны так и живет. Но взрослое взаимоотношение с жизнью доступно только зрелым личностям. Начинается все с признания себе, что с твоей картиной мира, возможно, что-то не так. А повторяющиеся ситуации в твоей жизни – это попытки вытащить тебя из иллюзий и детского проживания жизни.
Признать, что я живу как-то не так и я инфантильная личность, не особо приятное занятие. Поэтому в терапию часто приходят в моменты кризисов, когда наши детские программы и иллюзии трещат по швам от контакта с бессердечной и удивительной реальностью.
Нужна тебе психотерапия или тебе нормально с имеющейся программой жизни – дело личное. Но вкусные заработки и отношения, образ жизни и прочие удовольствия жизни лежат по ту сторону работы с собой.
На правах рекламы
Индивидуальный предприниматель Суровцев Н.В.
УНП 691513732