«Кот будет рад». Репортаж с первого льда на Вилейском водохранилище
Выходные. С виду водохранилище замерзло. Первый лед только-только «зацепился» за берег. Но любителей зимней рыбалки это не останавливает.
Лед, как стекло
Толщина льда хоть и не дотягивает даже пяти сантиметров, рыбаки уже тут как тут. Открыли ледовый сезон себе и спасателям.
Подледная рыбалка – головная боль для спасательных служб. Каждую зиму в стране тонут десятки человек, пренебрегших базовыми правилами безопасности. Они проваливаются под лед и не могут выбраться на берег в потяжелевшей одежде.
Спасатели подтверждают: лед сейчас, как стекло, совсем тонкий, для рыбалки еще не время.
– Возле берега сантиметров пять взялся, а дальше – 3-4. Ступая по такому льду, сразу под воду уйдешь, – говорит моторист-рулевой Вилейской спасательной станции Федор Козлянок. Историй с провалившимися под лед рыбаками у него много. Хорошо, если обойдется без трагедии, как в Дзержинском районе. В конце ноября утонули сразу трое рыбаков. Двоим было по 35 лет, рассказывают спасатели.
Едем на «Пиранье» к Чижевской затоке, туда, где каждый год появляются первые рыбаки.
Юркую аэролодку спасателям выдели несколько лет назад. По льду обновка разгоняется до 135 км/ч. Мчим. Под нами, как шоколадная плитка, хаотично ломается лед. Морозный ветер режет лицо и пробирается под одежду.
Вдалеке мелькают силуэты рыбаков. Между ними и берегом ледяное полотно «разрезают» контрастные трещины. По сути, затока не входит в зону контроля станции, но, когда речь заходит об опасности, спасатели не выбирают.
Если провалился, сам себя тянешь
Взгляды мужиков сосредоточены в лунки.
Олег Геннадьевич рассказывает: рыбу ловит «на балду». Возле ног бьется об лед компактный окунь. Кажется, дело не в размере. Настойчивых мужиков увлекает процесс, и мороз с ветером, и рыба «для кота» здесь не причем.
– Это же удовольствие – тишина, умиротворение, а дома что? Полежал на диване, сходил в магазин, на рынок, а дальше что? – улыбается Олег Геннадьевич.
Говорит, сегодня порадует кошку – три окуня есть. На счет льда добавляет: на затоке мелко, беды на случай чего ждать не стоит, а с собой есть «орудие» для спасения и демонстрирует его нам. «Это что-то похожее на чаки с крючками на концах», – поясняет рыбак.
– Если провалился, за лед цепляешь и сам себя тянешь, – объясняет нам рыбак функционал снаряжения.
– Я дважды под лед «уходил». Вот там – да, страшновато. А тут по пояс. Смотрите, 10 сантиметров есть. Дальше опасно, так мы там и не сидим. Сейчас перволедие, клюет, а потом настанет глухозимье – дела пойдут хуже, – бросает в ответ Олег Геннадьевич.
Рядом с аналогичным уловом – Иван. Радость дня та же, что и у Геннадьевича, – первый лед.
– Не переживайте, все хорошо будет. На льду главное – не употреблять, – сказал Иван, а потом как угорелый подскакивает с ящика – клюет! Это нам скучно таращиться часами в лунку и фукать на околевшие от мороза руки, а у мужиков - азарт, лучшее увлечение, придуманное человечеством. За терпение водоем подает Ивану награду: из лунки показались оранжевые плавники скромного окушонка. Рыбак расцветает в улыбке и отправляет довольный взгляд в серое небо.
Прощаемся. Сердечно желаем ни хвоста, ни чешуи и сухой одежды.
На горизонте – сплошное полотно изо льда, на «спине» водохранилища – ни души, а на берегу – кустарно-елочный пейзаж. В пути замечаем на льду компанию. Человек в темной одежде испытывает на прочность то ли себя, то ли лед. Рядом гуляют дети. Глушим «Пиранью». Под нами на осколки рассыпается лед, и за секунды плотную гладь заливает ледяная вода.
Точно так было бы, если бы на сейчас на лед зашли шестеро крепких мужиков.
– Я с краю, на глубину сапог зашел, – кричит нам мужик и сворачивает на берег.
Пока лед не застынет до нужной величины в семь сантиметров, «осводовцы» продолжат рассекать по водоему, повторяя одну и ту же истину – на лед идти еще рано.
Юлия ЛАХВИЧ
Фотографии и видео автора