Двойное убийство, изнасилование и единственный смертный приговор – сыщики о самых громких за 30 лет делах в Вилейке
5 октября – 100 лет белорусскому уголовному розыску. Накануне этой даты сыщики Вилейского РОВД вспомнили самые дерзкие, резонансные и курьезные преступления.
Журналист kraj.by встретилась с двумя ветеранами уголовного розыска Александром Ардяко и Сергеем Трубачом, а также поговорила с нынешним начальником отделения Дмитрием Антоновичем.
Александр Ардяко, начальник отделения уголовного розыска Вилейского РОВД в 1992-2002 годах
Александр Алексеевич Ардяко – наш земляк. Родился в деревне Чижевичи Вилейского района и после школы милиции попал по распределению в Тюменскую область. Начинал оперуполномоченным, а через три месяца стал начальником угрозыска. Через 3 года вернулся на родину, хотя, вспоминает, вырваться из Тюмени было сложно – люди с юридическим образованием у них были на вес золота.
– Уговаривали остаться, любые должности предлагали. А я – ни в какую. Уехал с женой и дочкой домой. В Вилейке пошел сразу в уголовный розыск, старшим опером, а потом отделение возглавил, – перечисляет ветеран.
Пятеро против одного
Эту историю Александр Ардяко вспомнил не случайно. Говорит, тогда он впервые в жизни «морально защитил преступника».
– Переулок Лесной. 1.00, на улице тишина. Шел мужчина. Лет 40, трезвый. Ему навстречу – компания из 12 человек. Пятеро прошли чуть вперед, остальные остались сзади. Стоят. Те пятеро попросили у него закурить. А потом начали избивать. Тот ногами голову зажал – и под забор. Маму зовет на помощь – убьют же! А если и те семеро подлетят? Достал из кармана нож и ударил одного. В сердце попал и убил. Он убежал с места происшествия. Там только его капюшон остался. Мы месяц его искали. Под стражей до суда он находился 9 месяцев. Изначально прокуратура предъявила ему обвинение в умышленном убийстве. Грозило ему до 15 лет тюрьмы. Но суд учел срок, проведенный в СИЗО, и он был освобожден из-под стражи из зала суда. Переквалифицировали его действия как превышение пределов необходимой обороны. Он пришел ко мне после освобождения, встал на колени и плакал из-за того, что я поверил ему. Я еще во время разбирательства ему сказал – ты не будешь сидеть в тюрьме. Тогда я первый раз в жизни морально человека защитил. Обычно розыск ловит бандитов, чтобы их наказали.
Преступление почти как у Достоевского
– Было у нас такое. Почти как у Достоевского. В Вилейском районе убили бабушку, внучку и сучку. Чтобы не лаяла и не мешала, – продолжает Александр Ардяко. – Бандит местный, из Вилейского района, сначала убил бабку, потом собаку, а после этого напал на 18-летнюю внучку, изнасиловал девушку и убил. Он хорошо знал ее, жил в соседней деревне. Зачем пришел? За тем и пришел, к ней. Мы его месяц искали. За последние 30 лет это был единственный человек, расстрелянный по материалам уголовного дела, расследованного в Вилейке.
Сергей Трубач, начальник отделения уголовного розыска Вилейского РОВД в 2002-2009 годах
Сергей Трубач родом из Вилейки. Пришел в милицию после службы в Вооруженных Силах Беларуси милиционером-кинологом. «Но собаки мне не досталось, я был сапожником без сапог», – шутит он. С должности милиционера-кинолога перешел на помощника дежурного и поступил в Академию МВД. Учась, работал в городе участковым, а потом попал в угрозыск старшим опером. В 2002-м году возглавил его.
Опасный рецидивист 1924 года рождения
– Был такой особо опасный рецидивист, жил в деревне в 20 км от Вилейки. Он был уже в возрасте. Лет 70 точно! Обокрал местный магазин, но из-за своего преклонного возраста вышел с украденным уже на рассвете. Люди как раз шли на работу и увидели его с мешками за плечами. В 70-е годы он был признан особо опасным рецидивистом. Налет на магазин совершил, чтобы взять сигарет и алкоголя. До этого судим был раз 8, причем его преступления тянули сразу на 4-ю часть 205 статьи как кража в особо крупном размере.
Двойное убийство за пенсию
Двойное убийство произошло в Саковичах. Убили деда и бабку. Мужчину до смерти забили колами, женщину зарезали. Грабители – молодые жители Вилейки пришли за пенсией. Одного уже нет в живых. В тюрьме года через два умер.
3-летний вор … Даша!
Это был самый юный вор в практике Сергея Трубача, а быть может, и не только в его.
– Девочке было 3 года. На Чапаева в подвальчике когда-то овощной магазин был. Ушли сотрудники на обед и оставили открытую форточку. Она пролезла через решетку и забралась внутрь. Продавцы как раз собрали выручку для инкассаторов. Даша выбрала самые крупные купюры. Взяла где-то три средние месячные зарплаты. А потом побежала в магазин неподалеку и купила себе сладости. Там мы ее и поймали. В овощном подвальчике ее маленькие пальчики остались (улыбается). В семье, где росла девочка, были проблемы. Я бы сказал, социально неблагополучной была ее семья. Ребенок был предоставлен сам себе.
90-летний вор
Самому старшему злодею было 90 лет. Украл зимние сани из соседней деревни на границе со Сморгонским районом. Домовитым хозяином оказался. Правда, в тюрьму дедушка не попал: материалы дела оперуполномоченный направил в сельсовет для принятия мер общественного воздействия.
Вилейские Бонни и Клайд
Действовала пара дерзко и жестоко. Молодая девушка работала в паре с мужчиной. В Вилейском районе был их второй налет на одиноких пенсионеров. Забрались в дом, знали, что в нем живет один пенсионер. Деньги взяли и убили. Но перед убийством еще пытали утюгом и тупыми ножами. Так как на тот момент девушка была несовершеннолетней, получила максимальный для ее возраста срок – 10 лет тюрьмы, а ее сожитель отправился в тюрьму до конца своих дней.
Как Дурень деньги увел у батюшки
– Как-то я поехал по делам в Куренецкий сельсовет и случайно встретил местного жулика по кличке Дурень, – вспоминает Сергей Трубач. – Он сидел много раз и только-только освободился. Остановился возле него, спрашиваю, как жизнь. Говорит, недавно из тюрьмы вернулся. А пока в колонии был, в религию ударился, и первым делом не в сельсовет, не в милицию пошел, а к батюшке. Духовного пастыря решил поискать. Смотрю, из кармана пачка денег выглядывает. Спрашиваю, мол, откуда. А он и говорит: «Да батюшка на жизнь одолжил». Веры ему никакой, конечно. Проходит несколько минут, смотрю, жена батюшки летит с криком, мол, Дурень заходил, деньги из дому пропали. В этот же день жулика и оформили.
Дмитрий Антонович, начальник отделения уголовного розыска с 2009 года
Дмитрий Антонович родом из Мядельского района. Выпускник Могилевской школы милиции и Академии МВД Беларуси. В органах внутренних дел Вилейки начинал с участкового инспектора, потом перевелся в группу наркоконтроля и противодействия торговле людьми, а после этого – в уголовный розыск. Сначала опером, а в 2009 году возглавил отделение.
Труп в сажалке
– В ноябре 2014 года в Вилейке пропал без вести 36-летний мужчина. В ходе проверки по заявлению о пропаже установили, что накануне он выпивал в одной компании. Привели этих людей в отдел, факты сопоставили, понимаю – что-то не клеится. Никто ни в чем не признается. Решили к подозреваемому домой поехать. В ходе обследования дворовой территории сажалку увидели. Снег тогда лежал, а посреди водоема дыра. Подозреваемые говорят, мол, не знаем, где он. Час мы блуждали, искали следы. Начали смотреть, что в сажалке. Бандит рядом стоит, молчит. А потом и говорит: «Вижу я, не отстанете. Это я его убил». Потом уже выяснилось: пили вместе, поссорились. Хозяин дома ударил потерпевшего ножом, а потом сожительница – несколько раз обухом топора по голове. Тело выбросили в сажалку и накрыли пружиной от кровати.
Изнасилование, которое раскрыли спустя 4 года
Это одно из самых резонансных преступлений Вилейки за последние 10 лет. В 2009 году зимой неизвестный мужчина изнасиловал девушку в подвале на улице Независимости.
– По описанию потерпевшей был составлен примерный фоторобот мужчины, однако установить личность преступника по внешности не удалось. Проходит 4 года – и у нас еще один эпизод. Инцидент произошел 28 июля ранним утром в лесном массиве вблизи автопарка №5 в Вилейке.
Потерпевшая – несовершеннолетняя девочка – шла к остановочному пункту «Зенит». В это время на нее напал неизвестный мужчина, совершил насильственные действия сексуального характера и скрылся с места преступления.
– К расследованию этого громкого преступления подключились оперативники областного управления внутренних дел, работали на месте и мы. В раскрытие этого преступления внес вклад каждый сотрудник Вилейского РОВД – это преступление против личности, – отмечает Дмитрий Антонович.
Это было одно из самых сложных дел. В круг подозреваемых вошла не одна сотня мужчин в возрасте 1980–1985 годов рождения, проживающих в Вилейке.
– Но вдруг это неместный преступник? Никакой конкретики не было, кроме общих примет, которые не сыграли никакой роли. Он представился Александром, но, как оказалось потом, вовсе не Александр. Мы и Александров в том числе отрабатывали, вплоть до тех, кто в Вилейке с таким именем и возрастом находился просто проездом. В общей сложности 4 года искали.
У потерпевшей после нападения был взят биологический материал. Эксперты провели геномную экспертизу, установили геном человека, а после второго происшествия он совпал с первым генотипом. Тогда стало ясно, что это один и тот же человек.
– После второго эпизода круг подозреваемых был сужен, потому что геном многих уже был в базе. Взяли списки людей, которые живут в районе Зенита, взяли геном, получили результаты и вышли на насильника. Вилейчанин 1982 года рождения, ранее не судимый, и, что самое интересное, женат, имеет двоих детей. В ходе следствия пояснил, что «так получилось». В 2014 году осужден к 11 годам лишения свободы.
Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора