Алексей Хадоркин: «Если мы не ограничим доступ к Интернету, то через 30 лет получим нацию худых прыщавых дистрофиков»
Интернет-зависимость в Беларуси среди молодежи побеждает алкогольную, считает доктор Хадоркин и предлагает бороться с соцсетями на государственном уровне.
Известный врач-психотерапевт Алексей Хадоркин, наш земляк из Молодечненского района, который 30 лет избавляет людей от алкоголизма, курения, ожирения, псориаза и заикания, сегодня обеспокоен чрезмерным пристрастием молодежи к Интернету.
Доктор Хадоркин: «Пустим социальные сети на самотек – у нас вырастет поколение «хомо интернетикус»
Доктор 27 июля приехал из Минска в Молодечно, чтобы провести для молодечненцев очередной сеанс психотерапии и поговорить с kraj.by о самых актуальных на сегодняшний день зависимостях белорусов.
– Алексей Алексеевич, большинство ваших пациентов – это люди, страдающие алкоголизмом. Увеличивается ли количество алкоголиков, или эта проблема уже не столь актуальна?
– Проблема алкоголизма актуальна всегда. Но сейчас меня беспокоит стремительное развитие другой зависимости человека – нездоровое пристрастие к Интернету и, в частности, к социальным сетям. Особенно от этого страдает молодежь.
Среди молодых сейчас заметна тенденция к уменьшению употребления алкоголя, зато быстро растет количество людей, зависимых от социальных сетей в Интернете и от табакокурения. Сидят в Интернете и много курят. Это – молодежь в возрасте до 20 лет.
У людей в возрастной категории 20-30 лет зависимость от Интернета и алкоголя распределяется примерно поровну – 50 на 50.
– Что находят для себя зависимые от Интернета молодые люди в социальных сетях, чем они так их привлекают?
– Любая зависимость рождается от психологических проблем. Когда человек не может найти себя в жизни, он пытается это сделать через иллюзию благополучия, которую дает алкогольное опьянение. Примерно с 2012 года легкодоступной стала и другая иллюзия – свобода в виртуальном пространстве. В социальной сети, спрятавшись под другим именем, молодой человек, который неуютно себя чувствует в реальной жизни, может смело высказывать все, что он думает, кого угодно ругать, спорить. И при этом остается безнаказанным и чувствует свою значимость.
– Алкоголизм опаснее интернет-зависимости?
– Я думаю, что интернет-зависимость опаснее. Человек в молодом возрасте выпадает из социума. Он привыкает жить в придуманном мире и, когда выходит на улицу, не знает, как общаться с людьми в реальной жизни.
– Но ведь компьютер не разрушает печень, как алкоголь.
– Воздействие на здоровье чрезмерного увлечения компьютером не меньше, чем воздействие алкоголя. Развивается сколиоз, дистрофия, желудочные заболевания от употребления чипсов. Посмотрите на интернет-зависимых. Это такие небритые, худые, прыщавые существа. Они ведь даже потомства еще не воспроизвели. У алкоголика, который пьет 10-15 лет, хотя бы дети растут. А у интернет-зависимого молодого человека из-за компьютера нет времени налаживать семейную жизнь.
– И как с этим бороться?
– Воспитывать детей, учить их играть на улице, а не в компьютерные игры. Уверен, что нужно на государственном уровне ограничить доступ к социальным сетям, как это сделали, например, в Китае. Там есть доступ к Интернету. Но только для того, чтобы получить нужную информацию. А социальные сети заблокированы. Ведь в Китае и США уже созданы трудовые лагеря для интернет-зависимых. Их даже лечат электричеством. Если мы пустим все на самотек, то лет через 30 то же самое будет и у нас. Мы получим нацию таких «хомо интернетикус» – худых прыщавых дистрофиков.
К 2040 году могут изобрести вакцину, которая позволит алкоголику употреблять спиртное в меру
– Отказ от алкоголя может быть только радикальным. Чтобы победить алкоголизм, нужно бросить пить вообще. Найдет ли когда-нибудь медицина способ вылечить алкоголика так, чтобы он смог в меру употреблять спиртное, как все здоровые люди?
– Всемирная организация здравоохранения заявляет, что в 2030-2040 годах такое лекарство могут изобрести. Но это лечение не будет психотерапевтическим. Потому что психология человека труднопредсказуемая. Душа – потемки. Наверное, изобретут какую-то вакцину, которая будет действовать на уровне обмена веществ и не позволит развиваться алкоголизму. Сделают укол, как когда-то делали от оспы, – и человек пьет в меру. Правда, на последних стадиях алкоголизма и эта вакцина вряд ли будет эффективной. Говорят, что такое лекарство может появиться не раньше, чем научатся лечить СПИД, а это произойдет нескоро.
– Известны ли вам случаи, когда человек сам поборол алкоголизм, не прибегая к помощи докторов?
– Таких случаев много. Главное – сила воли и хорошая мотивация. Справится с алкоголизмом самостоятельно невозможно, только если наступила полная декрадация личности. Это – точка невозврата. Но в любом случае я уверен, что лечебно-трудовые профилактории нам закрывать рано.
Что такое гиперкомпенсация и чем вредны социально позитивные зависимости
– Алексей Алексеевич, много уже сказано о «классических» зависимостях от алкоголя и табака. А с какими-нибудь экзотическими зависимостями вам приходилось сталкиваться?
– Приходилось. Гиперкомпенсация. Ее еще называют наполеоновской зависимостью. Приведу пример. Мужчина в детстве и юношестве чувствовал себя ущербным. С ним не знакомились и не общались девочки, потом девушки. И вот теперь он компенсирует это через бурную половую жизнь. Такого человека не останавливает даже вступление в брак, создание семьи. Он не может остановиться и продолжает «ходить налево». Это тоже зависимость.
– Лечится?
– Я уклончиво отказываюсь лечить таких людей. Боюсь, чтобы не дай бог после лечения у пациента вдруг не возникли какие-нибудь физиологические проблемы.
– А бывают зависимости, полезные для общества, в котором живет человек?
– Конечно. Трудоголизм и чрезмерное увлечение кофе. Это – социально позитивные зависимости. Они приносят пользу начальству, у которого вы работаете. Кофе дает возможность быть всегда в тонусе, увеличивает работоспособность. Но не забывайте, что все это вредно для вас. И то, и другое негативно влияет на работу сосудов и сердца, на сон.
УНП 600357078