Как задерживали самогонщиков в Молодечно и на Мядельщине (ФОТО)
В Минской области самые большие объемы самогона изготавливаются в Вилейском, Воложинском, Молодечненском и Мядельском районах.
Герой знаменитого «Зеленого фургона» доблестный милиционер Грищенко самогонные запахи различал тонко. Причем настолько, что, нюхнув дыма, идущего из трубы подозрительной хаты, мог точно определить, какой самогон там гонят: кукурузный, сахарный, сливовый или пшеничный. Современным белорусским правоохранителям совсем не обязательно обладать столь острым обонянием: большинство отечественных самогонщиков варят свой продукт из муки. Зато борцам с нелегальными производителями спиртного не помешает зоркий глаз: чтобы обнаружить во дворе или в лесу самогонный заводик, нужно знать, на что смотреть. За тем, как выявляют и сворачивают нелегальный алкогольный бизнес, корреспонденты газеты «Республіка» понаблюдали, отправившись в рейд вместе с сотрудниками УВД Минского облисполкома.
Чан изобилия
Накануне на «горячую линию» областного УВД поступила информация: в одном из частных домов на окраине Молодечно варят самогон. Вместе с начальником отделения управления охраны правопорядка и профилактики УВД Минского облисполкома Андреем Амбражеем и старшим инспектором того же управления Вадимом Шалковским садимся в неприметный автомобильчик и отправляемся по адресу. По пути подхватываем инспектора государственного пожарного надзора Молодечненского РОЧС: где самогонный аппарат, там обязательно нарушения правил пожарной безопасности.
Район Залинейный, в который мы приехали, в простонародье называется Лесные. Он уже давно зарекомендовал себя как место повышенной концентрации самогонного бизнеса. По пути к интересующему нас дому бегло осматриваем еще один, который находится под подозрением.
— Видите постройку: снег растаял только на маленьком участке крыши? Почему, спрашивается? Потому что там дымоход, а значит, регулярно топят, — объясняет Андрей Амбражей.
Хозяев дома нет, но из-за забора нас облаивает кавказская овчарка. Высокие ограды и четвероногие охранники размером с теленка — непременный атрибут подворий, где производят самогон. По словам начальника отделения, обычно общение с владельцами самогонных аппаратов проходит гладко. Но порой возникают конфликтные ситуации, когда может дойти до стрельбы по собакам и силовой поддержки.
На воротах перед домом, куда мы приехали по звонку, прохожих пугает табличка: «Осторожно, злая собака». Владелец коттеджа впускает представителей милиции и пожарного надзора во двор. Вскоре подъезжают и местные милиционеры — составить протокол и уничтожить «спиртзавод» с продукцией. Мы с диктофоном и камерой выступаем «понятыми».
Хозяин ни секунды не отнекивается: да, варит самогон. Заглядываем в небольшое помещение «заводика»: в нескольких чанах пузырится и источает характерный запах брага.
— Только замешал, и вы нагрянули, — разводит руками хозяин.
Четыре мешка муки, вода, дрожжи — из двух тонн браги получилось бы литров двести самогона, который оптовики продают по пять тысяч рублей за бутылку. Брага вызревает три-четыре дня, так что за неделю можно произвести две партии товара. Прибыль очевидна. Понятно, почему наш нарушитель занимается этим уже пятнадцать лет и не помнит, когда у него была официальная работа.
Участковый наполняет суррогатом пластиковую бутылку: она отправится на экспертизу в экспертно-криминалистический центр. Остальное сольют в канализацию, а самогонный аппарат демонтируют и утилизируют на вторчермете.
Самогонная логистика
Откуда милиция получает информацию о нелегальных производителях спиртного?
— Источников несколько. Может позвонить на «горячую линию» жена: мол, муж последние деньги у семьи забирает на самогонку. Сдают самогонщиков и конкуренты, которые хотят расширить сферу влияния. Часто помогают сотрудники ГАИ: если обнаружат в лесу небольшую вырубку и подъезды к ней, обязательно сообщают нам. Наконец, опрашиваем граждан в сельской местности, они охотно делятся информацией, — рассказывает Андрей Амбражей.
Как правило, в самогонный «синдикат» входят изготовитель, перевозчик и продавцы: на «заводе» алкоголь разливается в емкости и отправляется в точки продаж. Каждое звено этой логистической цепочки имеет свою маржу, так что конечному потребителю придется выложить за «0,5» уже 10—12 тысяч рублей. Если правоохранители выявляют точку реализации, раскрутить цепочку и добраться до организатора бизнеса несложно. А вот сами производители свои каналы сбыта обычно не раскрывают.
Зачастую владельцы самогонных «заводов», которые производят продукт в промышленных объемах, имеют наемных работников. Совсем недавно, к примеру, обнаружили подпольное производство самогона в Вилейке, которое обслуживали семь человек.
Милиционеры до сих пор помнят раскрытое несколько лет назад одно из крупнейших самогонных производств в Молодечно. «Завод» располагался в цокольном этаже коттеджа и «выпускал» более 1000 литров в сутки. Любопытно, что хозяин устанавливал узлы самогонного аппарата подъемным краном, а сам коттедж строил уже потом.
Уничтожив хотя бы один мини-завод, можно пресечь нелегальную деятельность сразу нескольких точек сбыта спиртного, говорит Вадим Шалковский. Однако на месте конфискованных самогонных аппаратов через некоторое время могут появляться новые. И дело не в том, что самогонщики руководствуются принципом «Снаряд в одну и ту же воронку дважды не попадает». Еще как попадает: в органах ведется база данных, в которую заносится информация обо всех фактах выявления незаконного оборота алкоголя, и люди, однажды погоревшие на этом, под особым контролем. Просто штрафы, предусмотренные законом за эту деятельность, выглядят мизерными на фоне той прибыли, которую она приносит. К примеру, за изготовление и хранение самогона и браги, а также за хранение самогонного аппарата налагается штраф не более пяти базовых, за это же правонарушение повторно — от пяти до тридцати. Наш молодечненский самогонщик будет нести административную ответственность по трем статьям: за незаконное изготовление и хранение браги и хранение аппарата, нарушение правил пожарной безопасности и самовольное строительство. В совокупности штраф будет ощутимым, однако, считают стражи порядка, вряд ли станет поводом завязать с нелегальным бизнесом.
И учителя, и врачи, и власть имущие
Почему у самогонщиков находятся клиенты? Ведь в магазинах можно недорого купить «чернила». Все просто: деревенские магазины работают часов до шести вечера, а по воскресеньям и вовсе до трех дня. А держатель «точки» готов продать вожделенный напиток и ночью, и в долг, и в количестве одного «стопарика».
Ну а кто варит самогон?
— Оптовики, как правило, неработающие граждане трудоспособного возраста, для которых самогоноварение — основной источник дохода. Обычно в этой деятельности задействованы все члены семьи. За изготовление спиртного в больших объемах мы задерживали представителей различных социальных категорий: из органов местной власти, образования, здравоохранения, социальной службы, природоохранных ведомств, — Андрей Амбражей приводит портрет белорусского самогонщика. — Розничной продажей спиртного в основном занимаются по месту жительства граждане пенсионного возраста.
Сотрудники милиции отмечают: если раньше самогонщики предпочитали организовывать свои мини-заводы в лесах, чем немало вредили природе и экологии, то сейчас их постепенно вытесняют в жилую застройку.
…Из Молодечно мы направляемся в Мядельский район, где необходимо отработать еще несколько адресов. По первому же точное попадание: в деревне Боровики у пенсионера обнаружилось 110 литров готового к продаже самогона. Пожилой человек уже был наказан за самогоноварение, но выгодный бизнес тянет магнитом…
Кстати
В Минской области самые большие объемы самогона изготавливаются в Вилейском, Воложинском, Столбцовском, Молодечненском и Мядельском районах. Самый большой объем браги, который когда-либо изымался у одного гражданина, — 50 тонн, самогона — 1,25 тонны.
Цифры
В Беларуси в 2011 году из незаконного оборота изъято 1 527 809 литров спиртосодержащей жидкости, в том числе самогона и браги — 1 114 314 литров. В январе 2012-го изъято 93 178 литров самогона и браги и 149 162 литра фальсифицированного алкоголя.