Ветеринар из Вилейки Павел Качкан: «Отвечаю на звонки о помощи животным круглосуточно»
Вот уже три года ветеринар из Вилейки Павел Качкан ведет частную практику. Однако помогать животным вилейчанин научился еще в детстве — в семье ветеринаров по-другому и быть не могло.
О том, каково это в 25 лет иметь свою частную ветеринарную практику, как относятся к молодому врачу хозяева животных и почему он отвечает на звонки владельцев питомцев даже ночью, Павел Качкан рассказал в интервью Кraj.by.
«Другую профессию я даже не рассматривал»
Павел Качкан профессию ветеринара не выбирал, это она его выбрала. Родители Павла — известные в Вилейке и за ее пределами ветеринарные врачи. С детства вилейчанин был окружен животными, причем не только пациентами родителей. В семье Качкан было большое хозяйство. На частном подворье у семьи были, наверное, все виды домашних животных: куры, коровы, лошади, нутрии, кроликов, большое поголовье свиней и даже жила лиса.
— Родители меня не заставляли идти именно в эту сферу. Не припомню, чтобы перед поступлением мне говорили: «Иди в ветеринарию». У меня было право выбора. Но я даже не рассматривал какую-то другую профессию, — признается собеседник.
Уже со второго курса ветеринарной академии Павел по своему желанию ездил на вызовы вместе с отцом. Работая с таким опытным ветеринаром, вилейчанин получил колоссальный опыт. И к моменту, когда одногруппники Павла по ветеринарной академии только начинали изучать анатомию животных, он знал об этом в разы больше.
— После практики с Леонтьевичем (так наш герой называет отца-коллегу — прим. авт.) было намного проще учиться. У отца я получил очень много, — с благодарностью в голосе говорит он.
«Как-то по осени я получил 90 звонков за день»
Летом 2020 года Павел получил диплом врача ветеринара общей практики и, не задумываясь, вернулся в Вилейку. В родном городе наш герой продолжил семейное дело.
— Большие города меня не манят. Я изначально планировал вернуться домой, чтобы открыть здесь свою частную практику, — честно заявляет собеседник.
С каждым годом коллег у Павла в городе становится все больше. Но тех, кто приезжает к своим пациентам домой, по-прежнему немного.
За три года частной практики на личном автомобиле с огромным чемоданом, под завязку забитым медикаментами и необходимыми инструментами, Павел объездил весь Вилейский район. Врач приезжает к своим хвостатым клиентам на дом, но иногда принимает и в кабинете у себя дома.
Самые частые пациента ветврача — собаки и кошки. Но кроме них Павел Качкан лечит свиней, коз, овец, коров, лошадей, даже шиншилл и лис.
Фиксированных приемных часов у вилейского ветеринара нет. Звонки от владельцев больных животных он получает круглосуточно.
— Как-то по осени у меня было 90 звонков за день. Почти на половину из них мне удалось съездить. Что касается ночных звонков, то среди ночи я соглашаюсь ехать на вызовы, если ситуация не терпит отлагательств. Например, роды у крупных животных или тяжелые травмы различной этиологии.
Сейчас у ветврача — пик сезона. С приходом весны владельцы домашних животных уже успели обратиться к Павлу за лекарствами от укуса клещей.
Кстати, по наблюдению вилейского ветеринара, в нашем регионе хозяева животных не готовы тратиться на лечение и медикаменты для питомцев.
— Вот вам пример, о котором я всегда рассказываю своим клиентам. Приходят в ветеринарную аптеку бабуля или дедуля и говорят: «Дайте какое-нибудь самое дешевое лекарство. Собаку заедают блохи, клещи». Предлагаешь им одну пипетку за 5 рублей, а в ответ слышишь: «Нет, дорого. Пускай дальше заедают». И это, к сожалению, не единичный случай, — констатирует Павел.
«На моей памяти ни одна собака с тяжелой травмой на тот свет не отправилась»
За время самостоятельной карьеры наш герой насмотрелся всякого. Конечно, профессия ветврача обязывает быть не очень впечатлительным. Но бывали травмы животных, когда даже у видавшего все ветеринара сжималось сердце от жалости.
— Случаев интересных и серьезных очень много разных. Я, например, не сторонник ошейников против блох. Так как они наносят серьезный ущерб организму животных из-за длительного воздействия яда в одном месте. Был такой случай, — вспоминает ветеринар.— Коту одели этот ошейник, а он ушел на «свадьбу» — как раз весна была. Через месяц кот вернулся домой с просунутой лапой в ошейнике. Этим ошейником ему полностью отрезало переднюю конечность до широчайшей мышцы. По идее лапа была недееспособной. Но отец прооперировал кота, и тот остался с четырьмя лапами. А как-то собаку с охоты привезли из-под дикого животного. У собаки брюшная полость вскрыта, кишечник снаружи лежит. Ну, ничего. Я промыл кишечник, зашил. Собака до сих пор бегает живая. У нас, тьфу-тьфу, по животным, получившим тяжелые травмы, статистика совсем неплохая. На моей памяти ни одна такая собака на тот свет не отправилась.
Кстати, никаких профессиональных примет и суеверий у Павла Качкана нет. А вот к молитвам, признается наш герой, он обращался не раз.
— Я из семьи верующих, мы — католики. Могу помолиться перед выездом на вызов. Это обычное дело. Как у футболистов перед игрой, например.
«Иногда люди могут сказать мне: «Хотелось бы врача постарше»
В свои 25 лет Павел уже имеет собственную врачебную практику. Но не всех это восхищает. Некоторые владельцы домашних животных, завидев молодого и симпатичного врача ветеринара, относятся к нему скептически. К таким ситуациям Павел Качкан привык и относится по-философски.
— Иногда случается, что придя на прием, люди могут сказать: «Хотелось бы врача постарше» или что-то вроде «Нам бы врача покомпетентнее». Что я отвечаю? Да, ничего. Вступать в какую-то словесную перепалку бесполезно. Если человек по внешнему виду определяет твою компетентность, это глупо. Не буду же я выносить и показывать свой диплом, — смеется врач.
«Расстраивает, когда владельцы животных затягивают с визитом к ветеринару до последнего, а потом звонят и требуют чуда»
Павел не скрывает, что очень часто помимо оказания помощи животным приходится находить нужные слова поддержки и для хозяев питомцев. Стандартных заготовленных фраз у ветврача нет. К каждому человеку у нашего героя свой подход.
— Стараюсь как-то мягко подойти к тяжелому разговору и успокоить людей, на чем-то другом сконцентрировать их внимание.
Выезжает Павел Качкан и на процедуру усыпления животных. Именно они самые травматичные в плане эмоций для хозяев.
— К сожалению, усыпления у нас довольно частые случае. Да, бывает, что ситуация безнадежная и это единственно правильное решение. Тогда люди уже морально готовы к этому. А бывает, животное внезапно получило несовместимую с жизнью травму. В таких случаях владельцам очень тяжело. На моей памяти одной женщине супруг вызывал скорую помощь, потому что у нее давление подскочило, — вспоминает собеседник.
Сам Павел научился абстрагироваться от эмоций во время таких процедур. Отсутствие привязанности к чужому питомцу играет в этом не последнюю роль.
Часто, видя, что животное не спасти, Павел Качкан отказывает в лечении своим клиентам. Порядочность и честность не позволяет нашему герою зарабатывать на чужой беде.
— Что меня больше всего расстраивает, так это когда владельцы животных затягивают с визитом к ветеринару до последнего, а потом звонят и требуют чуда. Особенно это часто встречается среди ночных вызовов. Звонит человек со словами: «Очень плохо коту. Спасите-помогите, он не доживет до утра». А когда спрашиваешь, как долго животному плохо, слышишь в ответ: «Уже недели две». И это не единичный случай, — с грустью говорит врач.
«Медицина лечит людей, а ветеринария — человечество»
Отвлечься от будней Павлу помогает хобби. Рыбалка — это настоящая страсть вилейчанина.
— Я, как и мои отец и дед, заядлый рыбак, грибник. У нас это просто в крови. Этой осенью словил щуку на 10 килограмм. В апреле собираюсь поехать на четырехдневную рыбалку в Витебскую область, — делится собеседник.
Дома Павла ждут два алабая и кошка. Кошку ветеринар называет членом семьи.
— Никогда не думали, что заведем кошку. Но она пришла к нам сама. Мы ее вакцинировали, и теперь она член семьи. Даже воспитывает собак, — смеется парень.
Павел Качкан признается, что его профессиональная деятельность приносит удовольствие. Ему нравится помогать животным. В своем деле он видит высший смысл и до профессионального выгорания, которое часто встречается у коллег-медиков, ему еще далеко.
— Я пока на той стадии, что чем дальше, тем интереснее. Есть такое высказывание, которое меня очень мотивирует: «Медицина лечит людей, а ветеринария — человечество». По факту это так и есть, — с огоньком в глазах говорит наш собеседник.
При этом ветеринар не исключает, что в будущем может заняться чем-то другим. Павел многое делает своими руками и, возможно, будет создавать мебель в стиле лофт, совмещая это с помощью с животным.
Екатерина СУШКО
Фото автора