«Скорей бы утихли лживые слухи». Сходили в областные театры в Молодечно, узнали о работе в новых реалиях (дополнено)
С 1 января 2024 года изменились подходы к финансированию деятельности государственных театров. Пообщались с руководителями областного театра кукол «Батлейка» и Минского областного драматического театра.
Указ Президента № 275 «О поддержке отдельных государственных организаций культуры» вступил в силу 1 января. За прошедшие 2 месяца работы в новых условиях можно делать определенные выводы и прогнозы. Справляются ли коллективы областных театров с поставленной задачей финансирования расходов из средств бюджета и собственных средств театров в пропорциях 60/40? Узнали из первых уст.
В Минском областном театре кукол «Батлейка» в будний день тихо. По словам сотрудников, актеры уехали на выступление в Узду. Прокомментировать ситуацию с финансированием согласился исполняющий обязанности директора Николай Томашевский.
— Ой, а вы меня знаете. Я хоть и экономист по образованию, но много писал об истории Молодечно, в том числе и на Kraj.by, — доброжелательно начал беседу исполняющий обязанности директора. — О нашем театре сейчас ходит очень много лживых слухов. Такое рассказывают: поувольняли сотрудников, директора сняли, дали другого. Пишите правду: Татьяна Чаевская на больничном, я главный инженер, на время ее отсутствия исполняю обязанности директора. Никого не уволили, зарплату за январь выплатили в полном объеме.
Слухи об увольнении появились из-за вопроса продления контрактов 6 работникам.
— Важные решения продления трудовых отношений должен решать директор, — убежден Николай Томашевский. — Выйдет с больничного, будет решать, с кем продлять контракт, а с кем нет. Часть этих людей пенсионеры. На улицу никого, кто не достиг пенсионного возраста, не отправим.
В разговор вмешивается бывший руководитель театра Алла Полякова:
— Мы до последнего надеялись, что это решение по финансированию 60/40 не будет принято. Как снег на голову!
Уточняю, как давно стало известно об этих изменениях. Коллектив отвечает по-разному: кто-то говорит об августе 2023 года, кто-то называет полтора года.
— Понимаете, есть планы, по которым мы работаем. Их составляет директор и главный бухгалтер. Есть план и на этот год. В нем все расписано и рассчитано, в том числе, выручка, которая должна покрыть расходы театра. Но это все бред, сразу было понятно, что планы нереальные, — восклицает Алла Полякова. — Заработано за январь около 15 тысяч.
Спрашиваю, почему не удалось реализовать намеченное? Среди озвученных причин — эпидемия, когда санстанция запретила проводить массовые мероприятия в учреждениях, а также тот факт, что январь всегда был слабым месяцем по посещаемости театра. После новогодних утренников наступал период затишья. Не могу не спросить, как планируют выходить из сложившейся ситуации.
— Зарплату всем выплатят минимальную! — не унимается бывший директор.
Николай Томашевский к эмоциям коллеги относится терпеливо. Он поясняет:
— За январь благодаря выручке 2023 года зарплату выплатили в полном объеме. Что касается февраля, в облисполкоме сказали, что помогут. У нас есть задумки по обновлению репертуара, привлечению зрителей разных возрастных категорий. Но говорить об этом будем, когда выздоровеет Татьяна Чаевская. Она руководитель, ей и принимать важные решения.
Не могу не спросить у Аллы Поляковой, насколько часто происходили изменения в структуре театра кукол за время ее руководства.
— А зачем что-то менять? Я считаю, что должен быть дифференцированный подход к театрам, которые размещены в областных центрах и к тем, которые, как и «Батлейка», находятся в райцентрах, — считает она.
За отсутствием директора не удалось узнать, какие существенные изменения были проведены или запланированы для того, чтобы снизить затраты и увеличить доходы. К примеру, в коллективе Минского областного театра кукол «Батлейка» 42 человека, из них 13 пенсионеров. Оптимизация численности работников, прибыльные проекты, гастроли, новый репертуар — это и многое другое так и осталось без ответа.
Исполняющий обязанности директора спокойно и уверенно говорит о том, что на сегодняшний день театр работает и о его объединении с драматическим решения нет.
«К изменениям шли больше 2 лет»
Вопрос о том, когда впервые услышали о планируемых изменениях финансирования, пояснила директор Минского областного драматического театра Елена Соколовская:
— С июля 2021 года мы тщательно анализировали показы спектаклей и изменяли репертуарную политику, изучали запросы аудитории, проводили расчеты, работали над созданием новых проектов, начали использовать современные подходы. Существенно снизили затраты, в том числе оптимизировали штатную численность. Сегодня могу уверенно говорить о том, что благодаря кропотливому труду коллектив нашего театра вышел на выручку за январь этого года более 220%, в феврале ожидаем не менее 180%.
Накануне наш портал посетил выступление Московского театра современной комедии. Елена Соколовская рассказывает, что с инициативой гастролей в Молодечно на сцене Минского областного драматического театра выступил Николай Бендера. Режиссер услышал восторженные отзывы коллег о выступлении в драмтеатре Молодечно и связался с ними.
— Начинали коммерческое направление маленькими шагами. Сегодня благодаря эффективной работе по организации гастролей коллективов других театров, в том числе из Российской Федерации, мы имеем возможность дополнительного дохода, — говорит директор МОДТ. — В этом году коммерческие проекты расписаны не только до окончания этого театрального сезона, но и на несколько месяцев осени.
Минский областной драматический театр с 2021 года успешно реализовал новые направления. К примеру, открылась театральная студия, были реализованы совместные проекты, в том числе театрализованная экскурсия «Никогда больше», созданная при участии Минского областного краеведческого музея. Разработана система премирования за интересные идеи.
— Многие идеи пробовали, затем от некоторых отказывались, оставляли лучшие. Последние два года напряженного труда изменили наш театр, сделали его привлекательным для людей разного возраста и интересов, — поясняет Елена Соколовская.
Валентина ДОВБЕНКО
Фотографии автора