Найдется ли «счастливый билет» для сморгонского автопарка?
Директор автопарка в Сморгони Виктор Гильвин рассказал о проблемах предприятия и нареканиях пассажиров.
Несмотря на наличие автомобиля почти в каждой семье, общественный транспорт не теряет своей популярности: это сокращает потребление топлива, уменьшает количество выхлопов в атмосферу, в больших городах помогает избежать пробок в час-пик, пишет shliah.by. Да и, приезжая на работу на автобусе, человек не ищет свободное парковочное место и попросту экономит деньги. Согласитесь, заплатить 80 копеек за талончик куда проще, чем заправить автомобиль.
Такая низкая стоимость проезда — часть социальной политики нашего государства. К тому же есть категории граждан, которые ездят за половину стоимости, а то и бесплатно.
Есть маршруты, которые работают фактически для одного-двух пассажиров — ведь жители даже самых отдаленных деревень должны иметь возможность добраться хотя бы до ближайшего райцентра. Если бы они оплачивали полную стоимость своего проезда, дешевле было бы воспользоваться службой такси. Поэтому пассажирские перевозки — та часть экономики, которая требует регулярных вливаний из государственного бюджета. К примеру, Гродненский облисполком, выделяет субсидию «Гроднооблавтотрансу». А уже последний распределяет финансовый поток между своими филиалами, одним из которых является сморгонский автопарк № 17. Парк автобусов обновляется по той же системе. В этом году Сморгони досталось одно транспортное средство, в следующем году обещают больше, ведь многие автобусы изношены почти на 100% и требуют срочной замены.
Если пассажироперевозки не окупаются, откуда же брать финансы? Остается только ждать субсидий? «Конечно, мы не сидим сложа руки, — отвечает директор автопарка Виктор Гильвин. — У нас есть парк грузовых автомобилей. В декабре он пополнится еще одним МАЗом, который мы берем в лизинг, на следующий год тоже есть планы по закупкам. Даже при высокой конкуренции со стороны частных грузоперевозчиков, мы занимаем свою нишу и зарабатываем на этом. Некоторую прибыль приносит техосмотр автомобилей. Занимаемся и заказными пассажироперевозками. Здесь хотелось бы брать больше заказов, но это пока затруднительно из-за большого износа автобусов».
Виктор Генрихович проблем не скрывает: иногда из-за поломок срываются регулярные рейсы. «Вообще мы на 98% закрываем регулярные маршруты. Это, вроде, неплохая цифра, но слабое утешение для пассажиров, которые в плохую погоду попадают в эти 2% и не дожидаются автобусов», — делится директор предприятия. И здесь спорный вопрос, кто виноват. Конечно, если водитель уехал с остановки раньше или сильно позже назначенного времени, пропустил остановку и т. д., наказан будет именно он. Но если причиной стала неисправность — от этого никто не застрахован. Каждый день автобус проходит предрейсовый осмотр: проверяется ходовая часть, крепление колес и подвески, исправность электроприборов, внешний и внутренний вид. Конечно, за 5 — 10 минут, отведенных на одно транспортное средство, можно увидеть только явные поломки.
Двигатель за это время не продиагностируешь. Хорошо, когда сбой произошел в городе. А если на дороге между отдаленными деревнями? Тогда вызывают замену и техпомощь.
Если можно, поломку устраняют на месте и продолжают движение, если нет — пассажиры отправляются на другом автобусе, а сломанный транспорт буксируют до мастерской.
Бывают и казусы. Недавно, например, разбилось стекло в автобусе во время рейса. Это не та вещь, которую можно купить в ближайшем магазине запчастей. Пока шло новое — пришлось выбирать: оставить пассажиров без рейсов или воспользоваться подручными средствами. Выбрали меньшее зло: вместо стекла вставили лист фанеры. Сейчас уже эту неисправность ликвидировали.
Пассажиры, конечно, тоже сильно «стараются» сократить срок службы автобусов, царапая надписи на обшивке салона, повреждая сиденья, садясь на тканевую обивку в грязной одежде, ставя туда сумки, которые только что стояли на земле, не утруждаясь уборкой мусора после себя…
Много нареканий слышат работники автопарка и об изменениях в расписании. Мол, один за одним исчезают оттуда рейсы. Конечно, удобства жителям района это не добавляет. Но самовольно изменить расписание движения автобусов автопарк не может.
Это обязанность областного оператора пассажирских перевозок. Именно работники этого предприятия анализируют пассажиропоток и определяют необходимость в том или ином маршруте.
Износ автобусов — не единственная проблема автопарка № 17. Нехватка водителей тоже дает о себе знать. Большая часть людей за рулем автобуса — пенсионеры. И молодежь на их место совсем не торопится. «Сейчас, правда, на вакансии откликнулись две девушки, — рассказывает Виктор Гильвин. — Если „Гроднооблавтотранс“ согласует их кандидатуры — это будет что-то новое для нашего района».
Виолетта ВОЙТКО
Фото автора
Больше новостей в нашем Telegram