Зимой минский асфальт вместо соли теперь будут посыпать сахаром
В этом году песчано-соляной смеси на дорогах, которая доставляет много хлопот и водителям, и пешеходам, превращая дорогу в кашу, предпочли реагент на основе мелассы (отход, получаемый при переработке сахарной свеклы).
Об этом пишет «Советская Белоруссия».
По мнению первого заместителя председателя Мингорисполкома Владимира Кухарева, в прошлом году, когда ее использовали в качестве эксперимента, она хорошо себя зарекомендовала: «Самое главное преимущество этого реагента в том, что он не вызывает коррозию металла. Поэтому мы планируем расширять сферу его применения. Постепенно он заменит стандартные песчано-соляные смеси, которые наносят определенный вред окружающей среде».
Применять такую смесь будет не только Минское городское жилищное хозяйство, но и «Горремавтодор». Для этого предприятие должно будет изучить, обеспечивает ли смесь достаточное сцепление автомобильных шин с дорогой на высоких скоростях.
«Ведь одно дело посыпать дворовые территории, где машин немного и где они движутся на небольшой скорости, и другое дело – кольцевую дорогу», – заключил заместитель председателя. И уточнил, что необходимый запас щадящей смеси уже изготовило предприятие «Жилкомплект». Руководство города отмечает, что этой разработкой НАН заинтересовались и за рубежом. Заключены уже первые контракты на поставку белорусской смеси.
У наших разработчиков есть и еще одно предложение. Речь о щебне, который может стать аналогом гранитной крошки. По сравнению с песком преимущество в том, что его можно собрать, помыть и снова использовать.
Интересно, что российские коллеги наших коммунальников по-прежнему верны соли. И еще до выпадения снега дороги, к примеру, Москвы, обрабатывают жидкими реагентами – 28-процентным раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). В Петербурге рискуют и иногда используют специальную смесь «Бионорд», которой, как правило, очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. Солью и песком обрабатывают дороги и в Киеве.
А вот европейские страны, Австрия, Финляндия, Германия, Швеция и другие, предпочитают использовать в борьбе с гололедом фрикционный метод. Он включает в себя разбрасывание песка и прочих твердых и мелкозернистых материалов. От реагентов отказались давно: слишком много вреда нанесла химия окружающей среде. Европейцы признают, что гололед песком не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии – дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко.
С 2004 года необычный антигололедный способ использует Швеция. Местный ученый Торгейр Ваа заметил, что если мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешать с горячей водой 90-95 градусов С и разбрызгивать смесь на улицах, то она, вплавляясь в снег, делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3-7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей.
Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров применяют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. А в Японии дороги вообще не обрабатывают, а лишь счищают снег. Чтобы преодолеть гололед, местные жители натягивают специальную зимнюю обувь в виде резиновых сапог с толстой рифленой подошвой.
Еще одна дорожная новость: скоро на регулируемых перекрестках Минска нанесут разметку необычного зеленого цвета. Она будет сообщать водителям о том, что впереди пересечение с велосипедным переездом. Для начала ее испробуют в месте наиболее интенсивного велодвижения: на перекрестке проспект Победителей-Родник.
По материалам «Советской Белоруссии»