Обновленный кодекс об образовании. Разложили по полочкам, каких изменений ждать
Новая редакция Кодекса об образовании утверждена в Беларуси. 31 января подписан соответствующий закон. Выбрали главное.
Об изменениях в образовании пишет Mlyn.by.
На Национальном правовом портале официально опубликован Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З, которым предусмотрено изложение в новой редакции Кодекса об образовании.
Новшества дошкольного и специального образования
Оптимизированы виды учреждений дошкольного образования. Осталось три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Количество учреждений образования не изменится – упорядочены их наименования.
В новой редакции кодекса закреплена возможность реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Это позволит в учреждениях дошкольного образования проводить кружковую и иные формы работы.
Появляется возможность получения дошкольного образования на дому.
Местные исполнительные и распорядительные органы теперь могут о изменять нормы наполняемости групп при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов санитарного надзора. Это позволит снять напряженность при определении в детский сад в микрорайонах-новостройках.
Новшества для лиц с особенностями психофизического развития
Закрепляется принцип инклюзии как один из принципов государственной политики в сфере образования. Это означает равный доступ к получению образованию всем обучающимся.
Увеличен срок получения специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и в центре ЦКРОиР с 9 на 10 лет.
Теперь можно сочетать обучение на дому с занятиями в учреждениях образования – это будет способствовать социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Что нового в общем среднем образовании
Общее среднее образование стало обязательным. Однако выпускники 9 класса могут получить общее среднее как в 10-11 классах школы, так и в профессионально-технических учреждениях, учреждениях среднего специального образовании.
Уменьшилось количество видов учреждений образования – чтобы регламентировать названия учреждений, они будут делиться на начальную, базовую и среднюю школу. Им будет предоставлено право реализовывать образовательную программу дошкольного образования. Уменьшение количество видов не приводит к сокращению учреждений образований, не ущемляет права учащихся в получении образования.
В первый класс принимаются дети, которым исполняется 6 лет на 1 сентября года приема. По заявлению одного из законных представителей ребенка и на основании решения педсовета руководитель учреждения может принять ребенка, которому исполняется 6 лет до конца календарного года (до 31 декабря).
Узаконено закрепление микрорайона за учреждениями образования. В первую очередь школа принимает детей, проживающих на территории закрепленного за ней микрорайона.
Учащиеся, которые завершили обучение в 4 классе гимназии, могут продолжить обучение в 5 классе гимназии без вступительных испытаний. А уже в 10 класс учащиеся зачисляются на основе конкурсного приема по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок.
Продолжительность учебного года определена с 1 сентября по 31 августа. Здесь имеется в виду, что в период летних каникул воспитательная работа в учреждения образования не прекращается: работают воспитатели, летние лагеря, различные мероприятия.
Узаконена норма, предусматривающая профильное обучение на третьей ступени общего среднего образования и допрофильную подготовку на второй ступени общего среднего образования
Выпускники 9-х и 11-х классов будут по-прежнему сдавать выпускные экзамены. Формы их проведения, перечень предметов, сроки будут устанавливаться Министерством образования. Предусмотрена возможность сдавать экзамен в 11 классе в форме централизованного экзамена.
Предусмотрено сочетание обучения на дому в учреждениях общего среднего образования при наличии медзаключения.
В кодексе закреплена возможность обучения учащихся, содержащихся под стражей и в следственных изоляторах.
Новшества в сфере профессионального и высшего образования
В кодексе корректируются некоторые определения терминов: абитуриент, бакалавр, магистр, компетенция, сетевая форма взаимодействия и другие.
Обеспечено право на получение образования в течение всей жизни.
Получение грантов на получение образования для иностранных граждан.
Расширена сфера целевой подготовки – организации в крупных населенных пунктах также смогут отбирать потенциальных абитуриентов для получения образования на условиях целевой подготовки.
Типовая учебно-программная документация заменена на примерную. Механизм утверждения учебных планов будет более гибким.
Изменения внесены в классификатор ОК РБ 011-2022, специальности и квалификации. Структурно-квалификационные группировки укрупнены. Учреждения образования смогут регулировать содержание своих специальностей в соответствии с требованиями определенных регионов, предприятий, с которыми они взаимодействуют. В системе высшего образования – через введения так называемых профилизаций.
Сохранена обязанность изучения белорусского языка, кроме отдельных категорий, которые по каким-то причинам не изучали его ранее (иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающих на территории Беларуси).
Сокращаются и оптимизируются существующие виды учреждений профессионального образования. Например, исключаются типы и виды учреждений профессионально-технического образования: профтехучилища и профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Такие учреждения станут колледжами, продолжив реализацию своих образовательных программ.
Программы профессионально-технического и среднего специального образования продолжат реализовывать структурные подразделения учреждений высшего образования, различные филиалы. Среднее специальное образование традиционно реализуют учебно-педагогические комплексы: гимназии, колледжи искусств, училища олимпийского резерва.
На уровне высшего образования будут действовать три вида учреждения образования: институт, академия (консерватория) и университет.
В кодексе закрепляется сетевая форма взаимодействия при реализации образовательных программ.
Появится и самостоятельная дистанционная форма получения образования – будут разработаны нормативные документы.
Выпускники, учившиеся за собственные средства, могут обратиться в учреждение образования за направлением на работу. После трудоустройства им предоставляется статус молодого специалиста.
Вводится трудоустройство для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование.
Также будут действовать новые органы самоуправления: ученический и студенческий советы.
После 11 классов сроки получения профессионально-технического образования, которые сейчас составляют от года до двух лет, сокращены до 6 месяцев и года. Это позволит быстрее выйти на рынок труда.
Сохраняется и получение среднего специального образования в сокращенный срок на основе профессионально-технического. А также получение высшего образования в сокращенный срок на основе среднего специального.
Структура высшего образования претерпела изменение. На уровне высшего образования предусматривается получение общего, углубленного и специального высшего образования.
На уровне дополнительного образования взрослых реструктурировано количество наименований образовательных программ. Добавлены программы переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств.
Новшества в дополнительном образовании детей и молодежи
Дополнительное учреждение образования детей и молодежи – Национальный детский технопарк. Новая редакция кодекса регулирует его деятельность.
Новая редакция кодекса также дает право Минобразования устанавливать требования по согласованию учебной программы обучения детей и молодежи.
Усилена роль воспитания по формированию у обучающихся гражданственности и патриотизма.
Анна ХАЛДЕЕВА
Фотографии с сайта pixabay.com