Опубликовано: 18 апреля 2012, 13:38
27

Гомельский художник без определенного места жительства покорил Санкт-Петербург (ФОТО)

Каждый день на Невском проспекте в Питере собираются десятки художников. Но даже из их ряда выбивается улыбчивый седой старичок с густой бородой, который сидит у храма Святой Екатерины и рисует прохожих. Он переехал сюда несколько месяцев назад из Гомеля и сразу же стал знаменитым.

В городе уже прошли две его выставки, а количество почитателей таланта перевалило за пять с половиной тысяч человек, пишет сайт respublika.info. Они не только обсуждают его творчество, но и каждый месяц скидываются на еду и жилье. Ведь эта экстравагантная личность не просто рисует на улице, но и живет здесь.

— Солнце — оно ведь светит для всех, — в первый раз слышу голос Валерия Ляшкевича, похожий на голос лесного старичка из сказки.

Он родился в поселке Чкалово Гомельского района 62 года назад. Учился в художественных училищах Ярославля и Брянска, а 25 лет назад даже попытался поступить в петербургскую Академию художеств. Не получилось. Он не стал студентом, но, чтобы иметь крышу над головой и быть поближе к миру искусства, устроился сюда… дворником.

— С полшестого до полдесятого убирал, а потом до темноты на Невском рисовал людей и, в отличие от ребят, изображал не носики и глазки, а закладывал общественное содержание через символику, — он уходит в воспоминания. — Но меня уволили, и я оказался на улице. А потом рок судьбы, не знаю, как по-другому сказать. Не мог себе ни мастерскую найти, ни жилье, все будто сговорились.

Свое увольнение Валерий Ляшкевич объясняет просто: его работы стали вызывать интерес у именитых мастеров, а они начали задавать вопросы руководству академии о странном дворнике. Вот от него и избавились. Художника обидеть может каждый.

Он вернулся в Гомель. И с тех пор последние 18 лет дом для Валерия Ляшкевича — это подъезды и лестничные клетки. А неизменные спутники — цветные советские карандаши.

— Маслом я писать не могу, негде сушить картины…

— Как-то я увидела его на Невском. Он как из другого мира был. Рисовал, согнувшись, что-то свое и лукаво так улыбался. Сказал, что вернулся, потому что это лучший город для реализации творчества.

Фотограф Эрика Парфенова открыла Питеру Ляшкевича. Сфотографировала, прониклась, пожалела… И подключила к спасению интернет-сообщество. Сейчас в группе его почитателей — больше пяти с половиной тысяч человек.

— Мы открыли счет в банке, куда все желающие помочь ему перечисляют деньги, кто сколько может. Большая часть средств пошла на оплату камеры хранения на Московском вокзале, где лежат его работы. Это 6 тысяч российских рублей в месяц. Потом стали искать ему жилье, ведь он ночевал в подъездах, а была зима. Договорились с одной гостиницей на тысячу рублей в месяц, он там пока и живет.

Но куда важнее, чем тепло и уют, для Валерия Ляшкевича возможность выставляться. В городе уже прошли две его выставки, которые посетили несколько тысяч питерцев. Их организатор — фестиваль искусства «ART NON STOP», который представляет Екатерина Худобко.

— Мы открываем широкой публике интересных личностей — музыкантов, фотографов и художников. И Валерий Ляшкевич подходит под этот формат, — пояснила Екатерина. — На осень планы масштабные: провести большую выставку его работ в одном из крупнейших питерских музеев современного искусства «Эрарта».

Две картины и восемь репродукций Ляшкевича прямо с выставок отправились в частные коллекции. Стоимость репродукции — 1 тысяча российских рублей, картины — от 10 тысяч. Если кто-то жалуется на цену, неформал хитро прищуривается и, улыбаясь, сообщает: «Помру — будут дорого стоить, вот увидишь».

— Валерием Ляшкевичем мы сразу заинтересовались, ведь он совершенно самобытен и не принадлежит ни к одной богемной тусовке, которые уже немного приелись, — рассказал Михаил Насонов, директор кафе-клуба «НикО». — В первый день в течение двух часов посмотреть на его работы пришли больше ста человек и продолжали идти каждый день на протяжении месяца, что он у нас выставлялся.

А как же Гомель? Неужели в нашей культурной столице не рассмотрели талант в неформале? Звонки в музеи и горисполком приоткрыли завесу тайны над белорусским периодом его жизни.

Оказалось, в городе Валерия Ляшкевича прекрасно помнят. Ведь он почти каждый день сидел у Киевского паркового спуска или на улице Советской и, склонившись над листком бумаги, рисовал. А за плечами на тоненьких дощечках висело на прищепках его творчество. Иногда прятался от ветра в картонную коробку и этим напоминал Диогена. Его так и прозвали или еще гомельским Ван Гогом.

— Он пришел к нам в начале 90-х годов, разложил свои работы и сказал, что он величайший художник современности, — вспоминают о Валерии Ляшкевиче старожилы Гомельского областного краеведческого музея. — Много говорил о символизме, о Ван Гоге, что он один правильно понимает, к чему тот рисовал, к примеру, кольцо в одном ухе или что-то еще.

Концептуализм и символизм Ляшкевича покорили даже людей искусства. Гомельский краеведческий сделал ему каталог, организовал выставку и вслед за Национальным художественным музеем в 1992-м и 1994 годах дважды покупал его рисунки — их в фондах сейчас 15, все рисованные углем и графитом.

— Мы свозили его работы на оценку в экспертный совет при Министерстве культуры. Там их изучили и ответили, что его творчество заслуживает внимания и может быть интересно современнику, — ответила вопрос о местной знаменитости заведующая художественным отделом Гомельского областного краеведческого музея Татьяна Литвинова. — Мы пытались ему помочь здесь, но, если он нашел себя в Петербурге, я очень за него рада.

Тогда, в 90-х, когда его пытались «раскрутить» в Гомеле, бездомному мастеру дали место в общежитии, но он оттуда ушел. Его даже приютил сотрудник управления культуры горисполкома: забрал одержимого искусством прямо с улицы. Но, увы, уклады жизни чиновника и художника оказались слишком разными.

— А почему из общежития ушли?

— Курили там много и пили. И работы могли украсть, — озвучивает свои причины Валерий Ляшкевич.

Он вернулся на Киевский спуск. Сидел, опершись на витрину магазина, в тоненькой курточке и неизменных босоножках, а рядом ставил маленькую коробочку для денег. За рисунки брал любую сумму. Ну а если, не дай Бог, доброжелатели приходили с едой — обижался. Ведь он не так себе просто бомж — он художник. Как говорят его новые питерские знакомые, идейный творческий фрик, интеллектуал и философ, предпочитающий материальному благосостоянию свободу во всех ее проявлениях.

Изображение 1Изображение 2Изображение 3Изображение 4Изображение 5Изображение 6Изображение 7

По материалам сайта respublika.info.



Читайте также

«ФК «Молодечно» хорошо подготовил «Торпедо-БелАЗ» к Лиге конференций». Зачем наши футболисты напрягались в кубковой игре против Жодино?
В белорусском футболе на стадии 1/16 финала Кубка в борьбу вступили команды высшей лиги, которые экзаменуют футболистов классом пониже. Молодечненцы проиграли 0:2 бронзовому призеру «Торпедо-БелАЗ». А нужно ли было напрягаться в этом кубковом матче? Спросили у болельщиков.
«Тойота» наехала на пешехода в двух километрах от Воложина – пострадавший погиб
На втором километре подъезда к Воложину со стороны гродненской автотрассы поздним вечером 19 июня легковушка Toyota RAV4 наехала мужчину 1967 года рождения. От полученных травм пешеход умер.
В ближайшие три дня ГАИ проверит движение на двухколесном транспорте
С 21 июня на территории Минской области стартует профилактическая акция «Колес меньше - опасности больше!».