«Сын сам признавал, что был не прав». Молодечненскому боксеру-профессионалу Дмитрию Асанову в детстве прилетало от папы ремнем по попе
Молодечненец Дмитрий Асанов, титулованный белорусский боксер-любитель, а также профессионал, который на сегодняшний день во всех своих семи боях одержал победы, в детстве иногда получал от папы ремнем по попе. Папа утверждает: «Сын в такие моменты сам признавал, что был не прав».
Сергей Асанов, тренер сборной команды Беларуси по боксу, отец и тренер Дмитрия Асанова, поделился секретами воспитания заслуженного мастера спорта Республики Беларусь, чемпиона Европейских Игр, участника двух Олимпиад и не знающего поражений боксера-профессионала.
Накануне Дня отца, 19 октября, мы Сергеем Леонидовичем перед его отъездом в сборную погрелись в молодечненской кафешке, попили кофе, поговорили о том, какие главные качества любой отец должен воспитать в сыне, и о том, что важно вырастить в первую очередь мужика, а уж потом спортсмена или мастера в любой другой профессии.
«Никто Диму силой в бокс не тянул. Он сам для себя свою судьбу выбрал»
— Сергей Леонидович, готовясь к нашему интервью, я посмотрел, что пишет интернет про обоих Асановых. Представляете, в Википедии о Диме аж две статьи, а о Сергее — ни одной. Завидуете сыну?
— Ни в коем случае. Наоборот — мне приятно. Главное, чтобы сын сам не забывал, кто именно дал ему толчок в развитии, помогал в самом начале и помог стать тем, кем он стал.
— Это как раз понятно. Я о другом. Вот сейчас есть известный боксер Дмитрий Асанов, но ведь был когда-то и боксер Сергей Асанов.
— Конечно, был, но только в Советском Союзе. Я — мастер спорта СССР по боксу, становился вторым на всесоюзных соревнованиях, в 1985–1986 годах входил в состав сборной СССР. Все это было. Я ведь не здешний. Сам с Урала, из города Златоуста Челябинской области. У меня земляки не лишь бы кто. Например, великий шахматист Анатолий Карпов, двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Светлана Ишмуратова. А меня в 20 лет пригласили выступать за сборную БССР по боксу. Я приехал сюда в 1981 году, через год участвовал в молодежной спартакиаде СССР, которая проходила в Минске. В минском спортивном клубе армии проходил и срочную, и сверхсрочную военную службу.
— Жену, маму Димы, тоже с Урала привезли?
— Нет. Я учился в Могилевском педагогическом институте. Моя будущая жена Анна — в Минском медицинском институте. А познакомились мы вообще в Молдове, где вместе оказались в студенческом отряде. Сейчас Анна Викторовна преподает в Молодечненском медицинском колледже.
— В 2015 году Дима говорил мне в интервью, что надел боксерские перчатки сразу, как только родился, а с двух лет папа уже брал его с собой на спортивные сборы. Вы действительно не оставили ребенку шансов, кроме боксерской карьеры? Он даже вместо того, чтобы в садик ходить, с папой на сборы ездил?
— Ой, ну не с двух лет. Ладно, может, с трех. Каждое лето — со мной на сборах. Да и в садик он ходил. Никто его силой в бокс не тянул. Сам все это для себя выбрал. Кстати, футболистом мог стать скорее, чем боксером. Когда еще в детский сад ходил, говорит как-то мне: «Папа, меня в футбольную секцию зовут». Я говорю: «Иди, конечно». Футболом он занимался девять или десять лет. Примерно с восьми лет стал совмещать его с боксом.
— То есть, если бы у Димы папа был не боксером, а футболистом, то и он сейчас играл бы в футбол?
— Да нет же. Наоборот, я ему советовал: «Играй ты лучше в футбол, там команда большая, делать особо ничего не надо, и зарабатывать будешь больше» (смеется). Дима был капитаном команды, выигрывал в ее составе областные соревнования, становился третьим на республике. В 14 или 15 лет едва в московский ЦСКА не попал. Олигарх Роман Абрамович, который тогда владел английским «Челси», имел в ЦСКА свои акции. Вот знакомые Абрамовича из московского клуба и звали Диму в ЦСКА. А он поехал на сборы с краснодарской «Кубанью». Вернулся оттуда и говорит: «Да ну их, этих футболистов. Они же все ленивые. Выберу я лучше бокс и буду отвечать только сам за себя, а не за всю команду».
«Соседи жаловались: «Ваш Дима выбежал во двор, бьет дерево и матерится»
— Каким Дима рос? Спокойным, эмоциональным, вредным, хулиганистым?
— Да спокойным он всегда был. Правда, соседи как-то жаловались. Приходят, говорят: «Все дети играли во дворе. Вышел ваш Дима и давай бить по дереву. Бьет, матерится. Родители испугались, своих детей похватали, ваш один во дворе остался». Ерунда это все. Ни разу за всю жизнь от сына матерного слова не слышал. А если он и бил, то разве что только деревья. Ровесников не обижал.
— Ну, а за провинности-то ему прилетало?
— Бывало. Сниму ремень, говорю: «Сейчас получишь». Мать заступалась, мол, не нужно его бить. А Димка в такие моменты признавал, что был не прав, заслужил, и сам говорил: «Бей меня, папа, бей» (смеется). Да как я там его бил? Так, легонько, в воспитательных целях.
— Вспомните случай, когда вам реально стало страшно за Диму, или он вас по-настоящему разозлил?
— Я очень испугался, когда находился на соревнованиях, а мне сообщили, что Дима на скутере попал в ДТП. Ему 15 лет было, мы подарили этот скутер, и сын с другом поехал на рыбалку. Какой-то пьяный водитель сбил ребят. Дима-то тренированный, он сгруппировался при падении, ничего с ним не случилось, а вот его друг, кажется, ногу сломал и руку как-то повредил. После этого случая скутер решили продать.
— Мама Димы не была против бокса? Кстати, в том же интервью восьмилетней давности ваш сын говорил, что 99% его успехов — это заслуга отца. А где еще 1%?
— 1% — заслуга матери (смеется). Нет, конечно, это шутка. Я думаю, Дима имел ввиду мои заслуги в его спортивных достижениях. У нашей мамы тоже очень весомые успехи в воспитании сына. Против бокса она не выступала, но отвечала за его учебу. И в этом плане жена была очень принципиальной. Не отпустила Диму в училище олимпийского резерва, когда его туда приглашали. Мама твердо сказала: «Нет! Среднее образование будешь получать рядом со мной». Боялась, что в училище Дима забросить учебу, отдаваясь только спорту. Химия с биологией ему давались лучше всего. Жена оказалась права. Под ее строгим контролем сын сначала в БГУ поступил, а через год перевелся в Белорусский государственный университет физической культуры. Не знаю, как сейчас, а раньше в гимназии № 6 висел его портрет в рубрике «Гордость гимназии». Очень большая заслуга в этом, конечно, нашей мамы.
— Не думаю, что Дима говорил о ваших заслугах только именно в его спортивных достижениях. По его словам, с отцом он всегда мог обсудить что угодно. Автомобили, например.
— Автомобили, да. Обсуждаем. А как иначе? Дед Димы, мой отец, на Урале был начальником гаража на предприятии. Я поездил на всех машинах, которые в том гараже стояли, — от ГАЗ-69 до «Урала» и «ЗИЛа». А здесь, в Молодечно, моей первой машиной была «копейка» «Жигули». С тех времен сбился со счету, сколько машин поменял, 24 или 25. Сейчас у меня «Митсубиси Аутлендер». Еще рыбалку мы с сыном обсуждаем. У нас дача на Нарочи. Когда Дима туда приезжает и видит рыбу, глаза у него загораются. Правда, он предпочитает летнюю рыбалку, а я — зимнюю.
«Главное — воспитать в сыне мужика с целой совокупностью мужских качеств»
— Сергей Леонидович, вы — спортивный тренер. Воспитываете юных ребят. В них же нужно вкладывать не только спортивную составляющую. В то же время вы вырастили собственного сына. Скажите, каких детей легче воспитывать — своих или чужих?
— Чужих воспитывать сложнее. На своего я всегда мог прикрикнуть, если нужно. Мог по заднице хлопнуть. С чужими так нельзя. Они ведь все разные. Обидишь не дай бог человека, и завтра он на тренировке не появится. Поэтому в воспитании чужих детей я всегда прошу помощи у их родителей. Пусть они хлопают по заднице своего ребенка. Такая история была со мной в моем детстве. Именно родители следили, чтобы я регулярно являлся на тренировки и слушался тренера.
— Что самое сложное для отца в воспитании сына?
— Вырастить из него человека. Спорт — это спорт, а жизнь — это жизнь. Главное — воспитать в сыне мужика. А уж потом — спортсмена или кого-то еще, в другой профессии.
— Ладно. Тогда скажите, а что значит: быть мужиком? Какое главное качество необходимо для этого в человеке взрастить?
— Ох, очень сложно ответить. Не бывает мужика с каким-то одним главным качеством. Мужик — это совокупность качеств. Таких как сила, доброта, честность. Настоящий мужик никогда не станет предателем и не дрогнет, не перестанет быть мужиком в любой, самой сложной жизненной ситуации.
— А давайте пройдем по этапам взросления мужика. Что в него надо вложить в возрасте до 10 лет?
— В этом возрасте нужно помочь мальчику заложить воспитание характера, умение бороться. Вот играют пацаны во дворе в футбол дом на дом. Надо научить его быть твердым, стоять за своих, развивать в себе характер.
— 10-15 лет. Здесь уже мальчишки на девчонок начинают заглядываться.
— Ну, моему Диме было на до девчонок. Он только успевал уроки делать и с одной тренировки на другую бегать. Я старался учить его задумываться о будущем, учил формировать мышление, пытаться искать ответ на вопрос: а кем я хочу стать, чего собираюсь добиться?
— 15-18 лет.
— К этому возрасту парень уже должен определиться, как именно он вступит во взрослую жизнь и чего хочет от этой жизни. На всех этапах отец обязан вести постоянные беседы с сыном на любые темы, поддерживать его и помогать во всем.
«Деда, деда…»
— Сергей Леонидович, а он нужен вообще — День отца?
— А почему нет? Если есть День матери, то отцы чем хуже? Мы ведь тоже участвуем в воспитании детей, как и мамы. Поэтому, лишним в календаре День отца точно не будет.
— Вы ведь теперь уже больше года как еще и дед. Как там внук Тим Димыч? Удается пообщаться?
— Тимофей в свои год и месяц от роду уже боксерские перчатки сам надевает. В Минске мы рядом живем. Я часто к ним захожу. А уйти от Тимофея для меня всегда проблема. У него сразу слезы на глазах: «Деда, деда…» Я там вообще основная нянька для Тимки (смеется).
— Знаю, что Дима с семьей сейчас в Дубае. Как там у них дела?
— В Дубае они недавно. Для их семьи обеспечили жилье, все условия. Живут сейчас там. Дима готовится к новому бою. Он должен был состояться в ноябре, но был отменен. Сейчас бой запланирован на 14 января в Канаде. Соперник пока не называется. А я отправляюсь в Минск работать со сборной Беларуси. Готовимся к новым спортивным сборам и соревнованиям.
Сергей ЗЕНЬКО
Фотографии автора, а также предоставлены Сергеем и Дмитрием АСАНОВЫМИ