Скончался многолетний лидер Компартии Чили Луис Корвалан
В сентябре ему исполнилось бы 94 года
21 июля в столице Чили Сантьяго на 94-м году жизни скончался главный политзаключенный страны Луис Корвалан. Многолетний лидер Компартии Чили чуть было не погиб в лагерях при Пиночете, а затем, уже после знаменитого обмена на "хулигана" Владимира Буковского, был вынужден находиться в родной стране инкогнито. До самой смерти "товарищ Лучо", как его называли в СССР, оставался убежденным коммунистом.
Луис Альберто Корвалан Лепе родился в семье крестьянки и учителя в 1916 году и довольно рано заинтересовался коммунистическими идеями. В возрасте 15 лет он вступил в Компартию Чили - в то время в стране после бесконечных государственных переворотов набирали силу марксистские движения, а Социалистической партии даже удалось на 12 дней возглавить страну. Корвалан, параллельно с активной партийной деятельностью, не забывал об образовании и получил диплом учителя.
Совместить идейную борьбу и должность учителя не получилось: после года работы будущего лидера коммунистов уволили по политическим соображениям. Корвалан тут же пошел работать корреспондентом в партийную газету и уже в 1946 году стал ее главным редактором. Спустя два года Коммунистическая партия была запрещена и ушла в подполье, а Корвалан, заслуживший доверие руководства, вплотную занялся пропагандой.
За годы работы в подполье Корвалана неоднократно арестовывали, однако серьезных сроков ему до времени удавалось избегать. Постепенно он получал все более и более высокие посты в Компартии, пока наконец в 1958 году, когда коммунистов легализовали, не возглавил ее.
11 сентября 1973 года в Чили произошел государственный переворот, на долгие годы лишивший левых каких-либо шансов на отстаивание своих интересов. Альенде был расстрелян революционерами, а Корвалана арестовали по приказу военной хунты во главе с Аугусто Пиночетом и бросили в тюрьму. В глазах стран соцлагеря он стал таким же мучеником за светлое будущее, как и поэт Виктор Хара, убитый вскоре после переворота путчистами.
В лагерях Корвалан провел три года, продолжая оставаться лидером коммунистического подполья. После долгих переговоров Советскому Союзу удалось договориться с Чили о высылке лидера Компартии в СССР, что, возможно, спасло ему жизнь. Обстоятельства обмена до сих пор остаются тайной, однако известно, что к нему были причастны некоторые иностранные державы, которые поддерживали переворот в Чили. СССР по предложению Андрея Сахарова согласился освободить диссидента Владимира Буковского, который к тому времени провел в ссылках и на принудительном лечении в психбольницах около 12 лет.
Обмен состоялся в Швейцарии 18 декабря 1976 года. Советский самолет, по свидетельству Буковского, представлял из себя скорее летающую тюрьму, набитую чекистами. Сам диссидент до последнего момента оставался в наручниках и о своей судьбе имел лишь поверхностное представление. Корвалан, по всей видимости, также с трудом мог себе представить, что его ждет в СССР, но по крайней мере не сомневался, что обратно в лагеря его уже не вернут. В момент обмена Буковский и Корвалан друг друга толком не рассмотрели, однако советский диссидент впоследствии вспоминал, что ему было жалко чилийца, когда тот улетал в СССР.
В СССР Корвалан пробыл около семи лет. Уже в 1983 году, после операции по небольшой корректировке внешности, он тайно проник в Чили и вновь занялся уже привычной подпольной борьбой. В частности, созданная при его непосредственном участии группировка "Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса", ставшая военным крылом Компартии Чили, осуществила самое известное покушение на Пиночета в сентябре 1986 года. Выжить чилийскому диктатору удалось только чудом: по его лимузину стреляли из гранатомета, но первый выстрел дал осечку, а после второго граната пробила стекло машины, но не разорвалась.
В 1989 году Пиночет лишился поддержки населения и был вынужден отойти от власти. После победы демократических сил деятельность Компартии вновь разрешили, и Корвалан объявил о своем официальном возвращении в Чили - все это время он жил в родной стране инкогнито. С поста руководителя чилийских коммунистов он ушел (Корвалану к тому моменту было уже за 70) и постепенно оставил активную политическую деятельность.
Луис Корвалан оставался верен своим идеалам до самой смерти. В своих немногочисленных интервью он неизменно утверждал, что мир еще вернется к социалистическому пути развития, что даже распад СССР, который он тяжело переживал, является лишь временной передышкой капиталистов. Еще он говорил, что мечтает пережить Пиночета, и известие о смерти диктатора в 2006 году воспринял с трудно скрываемой радостью. Теперь не стало и самого "товарища Лучо". В сентябре ему исполнилось бы 94 года.