В Вилейке проходит детский пленэр, посвященный Никодиму Силивановичу (ФОТО)
Сегодня в центре города 35 детей и подростков с мольбертами рисовали все, что видят вокруг.
Как сообщил Kraj.by вилейский художник Эдуард Матюшонок, идея пленэра принадлежит учительнице изобразетельного искусства гимназии №2 Светлане Чеботарь. Несколько лет назад она издала книгу об искусстве Вилейщины, первую в истории района.
Никодим Силиванович (1834 - 1918 или 1919) - один из самых известных творческих людей, связанных с этой землей. Он родился в деревне Цинцевичи теперь Вилейского района, окончил Петербуржскую императорскую академию искусств, стал ее академиком, чего удостаивались немногие. По приглашению Брюллова участвовал в создании мозаики "Тайная вечеря" в Исаакиевском соборе Петербурга. Удивительным является то, что родом он из семьи крестьянина, позже окончил пятиклассное уездное училище в Молодечно и смог поступить в Петербуржскую академию.
По словам Эдуарда Матюшонка, пленэр, посвященный этому художнику, проходит в Вилейке впервые. На него были приглашены все желающие ученики школ от 4 до 11 класса. В организации пленэра приняли участие районный отдел образования и Вилейский музей.
В последнем вчера прошло открытие пленэра. Его участникам был презентован полутораметровый щит, представляющий жизнь и творчество Никодима Силивановича. "Икона его жизни", - комментирует Эдуард Матюшонок. Щит изготовлен в Молодечно. В центре находится автопортрет художника, вокруг - его работы: "Тайная вечеря", портреты пастуха и девочки, икона Антония Падуанского из костела в Костеневичах. Также на щите размещена фотографии открытия памятного знака на его родине в Цинцевичах в 2010 году и документов, говорящих о присуждении ему звания академика.
Позже участники пленэра побывали в Цинцевичах, где директор Вилейского музея Сергей Гончар и вилейский архитектор, художник Анатолий Каптюг рассказали им об истории этого места и сведениях, найденных о Силивановичах. Родословную семью художника исследовали ранее Анатолий Каптюг и Анатолий Рогач, краевед, бывший директор Вилейских электросетей, ушедший из жизни в 2010 году. Они вдвоем нашли могилу отца Никодима Силивановичу, которую Анатолий Каптюг и показал начинающим живописцам. Так же он показал возможное место захоронения самого Никодима. Как рассказал Краю Эдуард Матюшонок, время, в которое умер художник, было военным, большого внимания захоронениям не уделялось.
По словам Эдуарда Матюшонка, готовится к изданию книга о Никодиме Силивановиче, подготовленная одним из потомков семьи Виталием Курдекой, уроженцем Вилейки, который также, как и его предок, получил художественное образование, а сейчас живет в Санкт-Петербурге. Он занимается исследованием судьбы Никодима Силивановича. Недавно вышла его книга о литовских следах в жизни художника. Оказывается, у Силивановича была в Вильно своя фотостудия, и дома и мастерские в двух литовских городах. Новая книга, которую планирует Виталий Курдека, будет рассказывать полностью о жизни художника, о ее белорусском, литовском и российском периодах и выйдет, соответственно, на этих трех языках.
Пленэр вилейских школьников продолжился 16 июня в деревне Забродье, где гостей встречали Борис и Валентина Цитовичи. Они показали свою часовню, палисад и музей І Мировой войны. Здесь дети остались на собственно пленэр. Они рисовали все, что видели вокруг, совмещая с теми впечатлениями, которые получили за день. Забродье находится всего в семи километрах по прямой от родины Никодима Силивановича, и вполне возможно, что он здесь бывал. Архитектура же деревень похожая.
Второй день пленэра начался на центральной площади Вилейки. В связи с тем, что Силиванович из деревни поехал учиться в город, участникам надо было попытаться изобразить, как может чувствовать город человек, приехавший из деревни, как вообще можно чувствовать город. Дети и подростки изображали костел, церковь, вилейский фонтан.
Позже их ждал мастер-класс в мастерской Эдуарда Матюшонка. Он рассказывал им об искусстве, показывал свои работы. После этого участники пленэра приступили к самой специфической работе, непосредственно связанной с личностью Никодима Силивановича, - они попытались создать мозаичные работы. Мозаика состояла из кусочков цветной бумаги. Эта работа, по словам Эдуарда Матюшонка, наиболее захватила молодых художников. Они сами пришли к выводу, что, во-первых, это очень сложный вид искусства, во-вторых - очень интересный. Сложнее всего в ней подбирать тон, цвет.
"Это на самом деле очень сложная работа, из маленьких кусочков создать картину, а "Тайная вечеря" в Исаакиевском соборе" - огромная по размерам и читается издалека как совершенная живопись, только вблизи видишь, из чего она создана. Чтобы воплотить такие широкие, красивые мазки, надо иметь невероятные способности", - рассказывает Эдуард Матюшонок.
Последний день пленэра, 18 июня, начнется на Вилии. Эта река, по мнению организаторов, не могла не быть близка Силивановичу. Она ассоциируется и с Вилейкой, и с Вильно. К четырем часам дня, пока начинающие художники пойдут на выставку по Вилейскому музею, преподаватели подготовят выставку из их работ. На нее придут родители, друзья. Каждый, кто участвовал в пленэре, получит диплом участника.
Ольга РУДНИЦКАЯ