«Древо жизни». Идет реконструкция знаменитой Воложинской иешивы
В этом году исполняется 220 лет со дня основания Воложинской иешивы. Трижды пострадавшая от огня, пережившая период забвения иешива совсем скоро получит свое второе рождение, но уже в качестве историко-культурного центра.
Ценные сведения из истории Воложинской иешивы по крупице собирают в местном историко-краеведческом музее, сообщает БЕЛТА. «Наш музей был открыт в 2010 году, поэтому материалов о иешиве немного, нет в фондах и фотографий. Однако мы стараемся накопить материал об этом важном для нашего региона объекте, который имеет мировое значение», — рассказала научный руководитель музея Нина Бобрик.
Известно, что иешива размещалась в двух зданиях. Если одно из них неплохо сохранилось, то о втором напоминает лишь фундамент. Существующее здание также не исконное, отстроили его в XIX веке на средства ортодоксальных евреев, в том числе проживающих в Западной Европе, Канаде и США.
«Если говорить о назначении иешивы, то процесс обучения в ней основывался на изучении Торы и Талмуда. Такое образование считалось элитным, а Воложинская иешива составляла серьезную конкуренцию государственным еврейским школам Российской империи. Не зря укоренилась такая поговорка: ты такой умный, как раввин из Воложина. А сама Воложинская иешива стала прародительницей иешив литовского направления, по образу которой создавались новые учебные заведения на территории восточной Европы», — отметила Нина Бобрик.
Основателем иешивы стал выходец из Воложина Хаим Воложинер — раввин и выдающийся ученик Виленского гаона — Элияху бен Шломо Залмана, который был уникальным человеком и набирал учеников, фанатично настроенных на получение образования. После смерти гаона Хаим в память о нем в 1803 году основывает иешиву в Воложине, где Тору учили именно по методике Виленского гаона. Долгие шесть лет, наполненные лишениями и жесткими условиями режима, формировали из молодых людей целеустремленных, образованных евреев с большим будущим.
Примечательно, что 37 выпускников Воложинской иешивы были главными раввинами иешив в Иерусалиме, Москве, Брест-Литовске и других крупных городах Беларуси, Израиля и Европы.
«В период расцвета иешивы, а это примерно вторая половина XIX века, здесь обучались более 400 человек. И это существенно влияло на развитие самого Воложина как центра еврейской культуры. Население местечка до войны составляло примерно 70% евреев, работали три синагоги. Но в 1892 году иешива была закрыта, ненадолго возродившись лишь в 1921-м. Во время Великой Отечественной иешива сильно пострадала и после ремонта в советское время использовалась как торговый объект. Здесь размещался ресторан „Колос“, затем магазин кулинарии. В 2021 году здание было передано еврейской общине. По ее инициативе здание после небольших ремонтных работ по обновлению крыши и фасада было законсервировано. После передачи объекта историко-культурного наследия местному исполкому возникла идея реконструкции иешивы, что имеет большое значение в сохранении культурного наследия региона и не только», — рассказала работник музея.
Территория иешивы в настоящее время обнесена забором — здесь активно ведутся работы, как строительные, так и реставрационные, главной целью которых является сохранение исторической основы объекта и наполнение его современным функционалом. Устройство инженерных сетей, электроснабжение, строительство террас, благоустройство — работы выполняет предприятие «Стройкомплекс». Особый подход, специфические материалы и максимально бережное отношение к историческим элементам здания.
Координирует процесс научный руководитель проекта профессор Игорь Духан. «Воложинская иешива была самой крупной в Европе, своего рода интернациональным центром иудейской традиции, который даже называли „еврейским Оксфордом“. Она пережила реконструкцию после пожара в 1865 году, а затем в Воложине случился очень крупный пожар в 1886 году. С 1887 года руководитель иешивы Нафтали Цви Берлин начинает большую работу по поиску средств на ее восстановление. Пожертвования делались как иудеями из России, так и Европы. В результате иешива стала огромным центром с комплексом зданий», — рассказал Игорь Духан.
Научный руководитель проекта отмечает, что современная реконструкция иешивы так и осталась бы идеей без поддержки председателя Минского облисполкома Александра Турчина.
«Мне кажется, что это будет очень яркий эпизод восстановления одного из крупнейших объектов мирового культурного наследия, который станет точкой привлечения громадного интереса. И то, что он существует, подтверждает большое количество туристов со всего мира, приезжающих в Воложин», — отметил профессор.
Говоря о концепции реконструкции, Игорь Духан подчеркнул, что крайне важно сохранить существующие архитектурные элементы здания начала XIX века и периода перестроек. «Собраны материалы в архивах Минска, Москвы, Вильнюса, Варшавы, Израиля, проведены археологические исследования (археолог — Сергей Линевич), натурные, и прямо в интерьере мы решили открыть некоторые исторические элементы здания, чтобы показать уровень строительства и качество неоклассической кладки. Важно сохранить главный фасад здания с аркатурными элементами, который выходит на улицу Кривую», — рассказал Игорь Духан.
Здание после реконструкции будет наполнено широким функционалом. Объединенные второй и третий этаж вместят в себя экспозиционный и лекционный залы, музейную экспозицию, связанную с историей иешивы, прежде всего изданиями, созданными здесь и имеющими мировую значимость, археологическими экспонатами. На первом этаже разместится кашерная кухня, а также гостиничные номера для желающих остановиться в Воложине или заняться изучением Торы.
«Проектные работы провели научно-проектный центр „Рестабилис“ и институт „Минскгражданпроект“ (архитекторы — Валентина Ционская, Светлана Кудрицкая и другие), причем в проектировании участвовали и наши талантливые преподаватели и студенты — Сергей Саркисов, Дмитрий Оганов, Элла Пунько, Юлия Завадская. Идет параллельная работа и строителей, и реставраторов. Необычным будет благоустройство. Введение в эксплуатацию такого объекта даст старт второму дыханию Воложина с его выдающимся архитектурным неоклассическим ансамблем», — подытожил Игорь Духан.
Елена ХАРЕВИЧ
фото Павла ОРЛОВСКОГО